You are here:   Главная >>> Как у наших соседей?
А как у наших соседей!

Полный казан здоровья

Весна в этом году выдалась ранняя, теплая, по-южному щедрая на солнечные лучи. Поэтому уже в последних числах февраля в Сайраме резко выросли объемы продаваемой пшеницы: люди спешили закупить отборное зерно для сумаляка. Минимум 10 килограммов, а то и все 25, если семья большая и родни много. Зерно должно быть самого лучшего качества, тогда главное узбекское весеннее блюдо получится не просто сладким и вкусным, но и принесет максимум пользы организму. Каждый день то в одном доме, то в другом дымят огромные казаны. Четко установленного дня для приготовления сумаляка нет, поэтому в каждом доме к нему приступают по-разному. Те, кто сварил пораньше, первыми угощают соседей. Потом и сами будут в роли угощаемых. Целый месяц сайрамцы от души лакомятся сумаляком, встречая весну.

Как бы ни распирало меня журналистское любопытство, но начало варки сумаляка застать не удалось: женщины в узбекских семьях приступают к процессу с первыми лучами солнца. Впрочем, накануне они не спят всю ночь, подготавливая ингредиенты.

- Мы в этом году сумаляк не варили, - огорошила меня поначалу Ф. Ходжанбаева, жительница жилого массива Сайрам, в прошлом году ставшего частью Шымкента. Но в пиале передо мной, тем не менее, стояло любимое лакомство. – К свадьбе внука готовимся, на днях будет той. Столько хлопот с ним связано, что времени на сумаляк нет. Но соседи наши варят, нас угощают, поэтому весенних традиций не нарушаем. Да можешь и сама сейчас в этом убедиться.

С этими словами Фарида-опа повела меня в соседний дом. В семье Юсупбаевых пока готовят зерно, но уже лакомятся соседским сумаляком. Хозяйка дома Кумри-опа хлопочет то у тазов с замоченным зерном, то у ляганов с уже проросшим. Сбрызгивает несколько раз в день водой, осторожно переворачивая семена с нежными росточками.

- Прежде зерно нужно хорошенько перебрать, промыть, - рассказывает она, не отрываясь от хлопот. - Затем замочить в холодной воде на три-четыре дня. За это время оно набухнет и размягчится. После сливаем воду и раскладываем пшеницу на ляганах в теплом темном месте. Накрываем тканью. Важно не дать зерну высохнуть или, наоборот, быть излишне влажным. Иначе ростки совсем не появятся или же могут начать гнить. Нужно, чтобы ростки зерен были белыми, крепкими, сладкими. Если пойдут сильно в рост, то позеленеют. Сумаляк от этого будет горчить.

Все эти премудрости приготовления главного блюда в узбекских семьях передают бабушки. Учат дочерей и снох делать по-настоящему вкусный сумаляк. Блюдо, в рецепте которого всего три ингредиента, считается ритуальным, а значит, нужно соблюсти все нюансы.

- Это сейчас проросшее зерно мы перемалываем на мясорубке, а наши бабушки его вручную измельчали, перетирали – процесс очень сложный, долгий, - поясняет Фарида-опа. – Поэтому приходили на помощь друг к дружке, собирались поочередно у каждой, чтобы сварить сумаляк.

Впрочем, объединяющие традиции сумаляка существуют и поныне еще и потому, что готовить его принято с песнями и шутливыми, весёлыми припевками.

Перемолов дружно зерно, женщины его трижды заливают водой, каждый раз отжимая через ткань. Все полезные вещества и витамины, которыми так богато проросшее семя, остаются в ценном сусле. Именно за эти свойства сумаляк и считают целебным кушаньем.

В раскаленный большой казан наливают растительное масло – не больше литра. А вот муки берут вдвое больше зерна. Добавляют ингредиенты постепенно, тщательно размешивая, чтобы не образовались комочки. Масса кипит, на глазах густеет, наполняя воздух ароматом молотой пшеницы. Главное – не зевать, постоянно помешивать. Чтобы сумаляк не пригорел, в котел кладут 15-20 хорошо обмытых ровных камешков или грецких орехов. Кстати, потом их не выбрасывают, а хранят в доме весь год – своего рода талисман, оберег.

В доме еще одних сайрамцев – семьи Султановых – над сумаляком колдуют с раннего утра. Казан огромный – на 200 литров, доверху наполненный ароматным варевом. Хозяйка дома Шайра признается, что сумаляк варить ее учила свекровь.

- Золотая была женщина! – рассказывает она, ловко управляясь с капгуром на длинной ручке (шумовка по-узбекски – Авт). Столько всего знала, умела, всему старалась научить. Теперь вот мой черед снохам и дочкам эти премудрости передавать. Ты вот тоже давай отложи в сторону фотоаппарат и блокнот и помешай сумаляк хорошенько. Да желание загадать не забудь – обязательно исполнится! – с этими словами Шайра вручила мне капгур.

У огромного казана на большом огне жарко, варево словно живое: булькает, надувается пузырями, пыхтит. Энергично помешивая, загадываю желание – а вдруг, и вправду, сбудется?

День приготовления сумаляка словно Восьмое марта. Женщины, поработав, усаживаются дружно за дастархан. Мужчин за столом нет, так что можно пообщаться вволю. Главное - не забывать помешивать варево в казане. Кипеть сумаляку до самого позднего вечера – варят его обычно не меньше 15-ти часов. Затем гасят огонь, накрывают и хорошенько укутывают. Всю ночь он настаивается, густеет, превращаясь в сладкую тягучую массу шоколадно-карамельного цвета. Говорят, узор, который образовался на поверхности сумаляка, символизирует наступающий год. Утром хозяйка, разложив его в кесе, начнет угощать домашних, родню, соседей, женщин, что помогали ей. Накормить сумаляком нужно как можно больше людей.

Легенд о происхождении сумаляка несколько. Мужчины рассказывают, что в далекой древности город-крепость на берегу Джейхуна был осаждён кочевниками. Когда кончились все припасы, старейшины приказали извлечь последние мешки отсыревшей и проросшей пшеницы. Защитники города отведали неприглядное на вид варево, почувствовав прилив сил, и с яростью стали отбивать атаки врагов. На земле снова утвердился мир.

А женщинам, варившим сумаляк, по душе другая версия.

- Очень давно одна несчастная мать не знала, чем накормить своих голодных детей, - рассказывает Фарида-опа. - Отчаявшись, она бросила в казан отсыревшее протертое зерно, немного муки и масла – все продукты, что у нее были. Варила, горюя, что больше ничего не может дать детям. А потом была удивлена тому, какая вкусная похлебка у нее получилась.

Признаться, и мне ближе женская версия. Мать в заботе о детях способна на многое. А впрочем, главное – пришла весна. Наполнила жизнь энергией, придала людям силы.

Полный казан здоровьяПолный казан здоровьяПолный казан здоровья

 

«Идем к Любови Михайловне!»

- этот призыв ученикам шымкентской школы-гимназии N45 понятен без лишних слов. У каждого класса здесь есть подшефные бабушки и дедушки, к которым традиционно идут поздравить с праздником, помочь по хозяйству. Но Л. Ралдугина, домком дома N4 по ул. Джангильдина, в друзьях у всей школы.

- К ней-то накануне Наурыза и отправились ребята, чтобы помочь подготовить двор к празднику. Работа нашлась всем.

- Дети усвоили главное — необходимость заботы о пожилых людях, поэтому и идут с большой охотой, сами вызываются помочь, - говорит директор школы-гимназии №45, председатель областного корейского этнокультурного объединения Р. Пак.

Появились в этой школе и собственные традиции Наурыза. Каждый класс готовит танец, обряд, блюда, представляя тот или иной казахстанский этнос. А после все дружно лакомятся баурсаками от директора. Роза Викторовна, надев фартук, лично жарит их в огромном казане во дворе школы.

«Идем к Любови Михайловне!»

 

Наурыз-коже: семь элементов жизни

Когда казахи празднуют Наурыз, присутствие числа «7» является сакральным. Каждый должен посетить на Наурыз семь домов, пригласить семерых гостей, на стол поставить семь чашек с наурыз-коже. Да и в главном блюде праздника должны присутствовать семь ингредиентов: вода, мясо, соль, жир, мука, злаки и кислое молоко, символизирующие радость, удачу, мудрость, здоровье, благосостояние, скорость, рост и божественную защиту.

Чтобы постичь все тонкости приготовления правильного наурыз-коже, я отправилась к участницам ансамбля «Көркем әжелер». Семь прекрасных женщин объединились для того, чтобы сберечь и передать следующим поколениям традиции, что так бережно хранили предки. Встреча наша состоялась за несколько дней до наступления Наурыза, в Көрісү күні — день встреч. Эта традиция у казахов возникла не случайно. Занимаясь скотоводством, предки часто меняли места для пастбищ. Не имели возможности видеться друг с другом. А с наступлением весны, когда таял снег и прокладывались дороги в степи, да и забот чуть меньше было в домашнем хозяйстве, люди начинали ходить друг к другу, чтобы повидаться с родными и близкими.

Наурыз, признаются участницы ансамбля, самый любимый и долгожданный их праздник. Отмечают его непременно с соблюдением всех обычаев. Главный из них – наурыз-коже. Полезный и вкусный суп поющие бабушки готовят вместе. Наблюдать за этим процессом – одно удовольствие, а уж пробовать! Пальчики оближешь!

- Рецептов наурыз-коже много, - рассказывают радушные хозяйки. – Но базовый – один. Главное – соблюсти количество ингредиентов. Круп тоже должно быть семь. Сегодня мы возьмем пшеницу, овес, рис, пшено, кукурузу, маш и перловку. Промоем и сварим каждую в отдельности. Но начать следует с бульона. Согым (заготовленную на зиму просоленную конину – Авт.) нужно варить не меньше двух часов. Отдельно сварить казы. В готовый бульон добавляем кислое молоко, сваренные крупы, мелко нарезанное мясо. Наурыз-коже должно получиться густым и очень сытным. Есть его принято буквально досыта, желательно в семи домах. Тогда и год будет сытным и благополучным.

В основе наурыз-коже, рассказывают мои эксперты, разливая его по кесе, лежит стремление людей к единству и дружбе. По этому поводу существует даже легенда. В древние времена в народе однажды произошел раскол. Злые люди посеяли раздор. Мужчины не могли договориться между собой. Младшие не слушались старших. Хозяйство начало рушиться. И тогда собрались аксакалы на совет старейшин. Поставили самый большой казан — так, чтобы блюда, приготовленного для празднования Наурыза, хватило всем. После трапезы аксакалы объявили землякам: «Мы с вами сегодня словно дети, вскормленные одной матерью, попробовали пищу из общего казана. Отныне и во веки веков теперь мы, как родные братья и сестры, должны любить и уважать друг друга!» Так люди вновь обрели единство и согласие, забыв все прошлые обиды.

Каждая из участниц ан-самбля – бабушка со стажем: много внуков, правнуков. Самой молодой из них – 60 лет, самой старшей - 68. Семьи у них большие и дружные. Вся жизнь прошла в заботах-хлопотах. И только выйдя на пенсию, подруги нашли время для творчества. Отсутствие музыкального образования не смущало – душа ведь поет! Так бывшие учительницы, врачи, бухгалтер и работница плодоконсервного завода Р. Усенбекова, К. Байдибек, А. Искакова, У. Онгарбаева, К. Туманбаева, Т. Бурбекова и З. Бекмырзаева стали артистками. Семьи такую инициативу поддержали, ведь их любимые жены, мамы и бабушки расцвели буквально на глазах! Любящие дети стали спонсорами, оплачивая шитье многочисленных концертных нарядов, которые сегодня апашки старательно берегут от шаловливых ручек внучат. Расшитые камзолы, богато украшенные кимешеки – загляденье, а не артистки! К творческому процессу подошли более чем серьезно. Расширяют репертуар, подыскивая новые песни, разучивают, собираясь на репетиции. Одним словом, увлеклись творческой карьерой не на шутку. И сегодня уже нет отбоя от многочисленных предложений выступить. Появилась своя программа на областном телевидении, посвященная казахским обычаям и традициям, быстро обретшая популярность у земляков.

- Поем песни патриотические и народные. Нам важно не просто петь, а своими творчеством донести до молодежи главный наказ – любить свой народ, свою землю, беречь мир как зеницу ока, - говорит руководитель коллектива Р. Усенбекова. – Есть у нас и свои победы: первое место на областном конкурсе, посвященном 70-летию Победы в Великой Отечественной войне, Гран-при на областном конкурсе патриотической песни.

По словам председателя областного межэтнического культурного центра «Ынтымак» Г. Толеповой, столь активная деятельность по пропаганде и сохранению народной культуры, традиций, духовных ценностей, какую развернули участницы ансамбля «Көркем әжелер», должна стать примером для многих.

 

Открой дверь и брось шапку

Пробуждение природы начинается с Новруза, и азербайджанцы отмечают его очень торжественно, уже за месяц до его прихода. По вторникам каждой недели отмечаются ритуальные дни - Су, Од, Торпаг и Ахыр чершенбе. Согласно народным поверьям, в эти дни с помощью воды, огня, земли, ветра обновляется природа.

- Перед Ахыр чершенбе - последним вторником перед Новрузом - повсюду зажигают костры, и все должны перепрыгнуть через огонь семь раз, - рассказывает председатель областного азербайджанского этнокультурного объединения М. Магеррамов. - Золу после костра выбрасывают подальше от дома, а с ней все неудачи и болезни.

По традиции в первый день праздника семья должны быть дома. Существует поверье: если в первый день Новруза не будешь дома, то семь лет тебе не видать его. И свет в окнах горит всю ночь, привлекая благополучие и счастье.

Двери должны быть незаперты, так как в Новруз можно открыть любую из них и бросить в дом шапку, которую хозяева наполнят угощениями.

 

«Хане текани» - перетряхивание дома

За две-три недели до праздника во всех домах проводится особая весенняя уборка. Обычай «хане текани» в буквальном переводе означает «перетряхивание дома». Чистится все – от ковров до мебели. Стирают занавески, полируют серебро, обновляют износившиеся вещи, непременно покупают новую одежду для всех членов семьи, наполняют дом ароматом цветов и благовоний. «Хане текани», по словам председателя областного иранского этнокультурного объединения Н. Капар-Пура, не просто предпраздничная уборка, это символ приближающейся весны, времени чистоты и свежести.

Сабзе - символ обновления жизни

Сабзе - молодые зеленые побеги пшеницы или чечевицы – непременный атрибут праздника. За две-три недели до наступления Ноуруза хозяйка дома берет зерна (их количество зависит от числа членов семьи) и с пожеланиями здоровья, счастья и благополучия кладет их в неглубокую глиняную посуду, наполненную водой. Через два дня семена перекладывают в плоское блюдце, накрывают тканью и ставят на солнце. Периодически опрыскивают водой. Через два-три дня, когда зерна прорастут, ткань следует снять. К Ноурузу сабзе должны достичь высоты около семи-двенадцати сантиметров. Ростки перевязывают красной лентой, ставят на праздничный стол.

Софре хафт син

Основная часть новогодних ритуалов – украшение и подготовка софре хафт син - скатерти семи предметов, обычно из нарядной ткани красного цвета. На нее выкладывают семь символичных предметов, начинающихся на букву С («син»): сиб – яблоко, символ красоты; сабзе – пророщенные зерна пшеницы, символ возрождения; сумах – иранская специя, символ солнца и победы добра над злом; сенджед – маслина, символизирующая любовь; секке – монета, означающая богатство и процветание; сир – чеснок, несущий здоровье и избавление от несчастий; саману – особая густая и сладкая пища из пророщенной пшеницы.

Часто на софре хафт син ставят флягу с водой – символ чистоты и свежести и хлеб – символ жизни. Молоко, сыр, яблоки и гранаты напоминают о любви, молодости и красоте, а круглые кислые апельсины изображают землю. В центр скатерти для благословения наступающего года кладут книгу.

Обязательное украшение праздничного дастархана – небольшой круглый аквариум с несколькими золотыми рыбками. Ставят корзинку с крашеными яйцами, различные специи, поднос с сухими бобами.

Хане теканиХане теканиХане текани

 

Живи, родник, живи!

Увидишь родник - очисти его - древней традиции Наурыза в турецком культурном центре Сайрамского района следуют и поныне. Родник, протекающий по территории сельского округа Карасу, несет свои воды прямо к реке Аксу. Места вокруг красивые, только вот люди не всегда бережно к этой красоте относятся. В итоге берега и русло периодически обрастают мусором.

Накануне Наурыза председатель филиала областного турецкого этнокультурного объединения Сайрамского района Х. Пазаев, учитель турецкого языка Э. Воронцов вместе с учениками средней школы №14 им. Сапарбаева села Карасу отправились к роднику, вооружившись лопатами и граблями.

- Хочется донести до детей главное: земля, на которой ты живешь, нуждается в твоей заботе. Так будьте же ей благодарны, - говорит Х. Пазаев. – Сам преподаю биологию, экологию, и мои студенты часто только на практике начинают понимать всю ответственность человека за флору и фауну на земле. А ведь все это заложено в древних традициях предков.

Школяры вначале были рады, что вместо уроков им вдруг посчастливилось отправиться в погожий весенний день на природу. Но, увидев, как замусорены живописные берега родника, вмиг посерьезнели. И дружно взялись за дело. Такую красоту хотелось скорее очистить.

 


Страница 9 из 28