События

От первого лица

 

1w

Преподаватели, журналисты и члены клубов дружбы вузов - активисты молодежного крыла этнокультурного движения Южно – Казахстанской области за обсуждением книги А. Ахметова «Откровенно о прожитой жизни».

«Жизнь моя прошла в непростое время, - пишет в предисловии к своим мемуарам их автор А. Ахметов. - Родился и пошел в школу при Сталине, строил коммунизм во времена Хрущева, пользовался плодами застоя в брежневские времена, был свидетелем разрушительной горбачевской перестройки, приведшей к развалу Союза, и по мере возможности принял участие в строительстве и становлении независимого Казахстана… Книга написана с одной целью - дать достоверное представление о людях, их характерах и поступках на одном из отрезков прошедшего ХХ и начала ХХI века».

 

Он и назвал ее просто - «Откровенно о прожитой жизни». А написал настолько правдиво и честно, что мемуары, адресованные родным и друзьям, вызвали огромный интерес у всей читающей публики Шымкента. Книгу ищут, просят дать почитать хотя бы на пару ночей. Совсем так, как «гонялись» когда-то за книгами Солженицына или Маркеса.

Естественно, не могла пройти мимо этого события областная библиотека имени Пушкина. Вместе с Южно – Казахстанским областным филиалом ассоциации русских, славянских и казачьих организаций здесь была подготовлена и проведена презентацию книги и встреча с автором и героями его мемуаров.

Об авторе книги.

Акбулат Раимбекович Ахметов родился в 1946 году. Выпускник КазХТИ. После окончания аспирантуры Московского НИИ бетона и железобетона вся его жизнь связана с преподавательской и научной работой в ведущих вузах страны. В 1975 году он защищает кандидатскую диссертацию, в 1996 – докторскую. В 2000 году А. Ахметова избирают академиком Национальной инженерной академии РК. Акбулат Раимбекович – автор более 130 научных статей и четырех монографий.

2w

Автор книги,

профессор А. Ахметов

И первая его проба пера оказалась и по названию, и по содержанию соответствующей – записками академика, человека, прошедшего большую школу и университеты жизни, которому есть, чем поделиться с молодым поколением.

- Мы неслучайно проводим нашу встречу в рамках Патриотического Акта «Мәңгілік Ел» в год 25-летия Независимости РК, - подчеркнула ведущая презентации, руководитель центра национальных литератур библиотеки З. Джунисбекова. - Ведь книга А. Ахметова созвучна взглядам на прошлое и идеям на будущее страны нашего Президента, ратующего за мир, согласие, дружбу между народами, его желанию построить процветающую страну.

Все начинается с семьи и родителей. Автор утверждает: «Образование дает нам знания, но никогда не превзойти нам своих родителей по мудрости».

«Отец мой был из очень бедной семьи. С 9 лет пас верблюдов у бая Байдусена, причем родственника. Он рано лишился матери и отца, сестры и трех братьев. Беспризорничал. Пока весной 1919 года его и кучу ребятишек не поймал на станции «Ташкент-товарный» Гани Муратбаев с командой и не устроил в интернат №14. Там он получил азы образования, затем окончил лесной техникум, стал ученым-лесоводом…

И при этом... Будучи студентом, я узнал, что дядя Сеильбек Байдусенов, живший с нами в Узунагаче, которому отец построил дом, женил и выучил его, сын того самого Байдусена, который гноил отца в детстве. Я пришел в ярость, давай, говорю, я выброшу его на улицу. А отец рассмеялся: «Сынок, никогда на причиненное зло не отвечай злом – таспен ұрған адамды аспен ұр. Да и Сеильбек рожден старшей женой Байдусена Ибагуль, которая в детстве защищала и тайно подкармливала меня…»

Человека воспитывают среда и люди, которые его окружают. «Папин друг по детдому Ундасынов Нуртас Дандибаевич долгое время до войны и после работал председателем Совета Министров КазССР… Он и его супруга Валентина Васильевна Астапова были замечательными людьми и на редкость гостеприимными. Я, учась в Москве, часто бывал у них в гостях. В их доме была шикарная библиотека. И больше ничего… своего. Обстановка в комнатах, на кухне была казенная, все имело инвентарный номер. Тетя Валя от подарков, которые подносили якобы от чистого сердца назойливые женщины, набивавшиеся в подруги, вежливо отказывалась. Были случаи, когда жены высокопоставленных чиновников по неосторожности или глупости принимали эти дары. А когда мужей снимали с работы, то тут же «подруги» требовали вернуть подарки.

4w

Спросил я и дядю Нуртаса: «А что он делал с подарками, которые вручали ему на различных мероприятиях?» - «Просил помощника зарегистрировать в журнале и, когда выезжал в районы, вручал их передовикам».

«Дядя Нуртас с улыбкой вспоминал один курьезный случай. После войны он вручал ордена труженикам села, в том числе одному пожилому чабану орден Трудового Красного Знамени. Когда стал прикалывать к чапану награду, старик говорит на ухо дяде Нуртасу: «Сынок, дорогой, этот орден я тебе дарю. Носи на здоровье. Ты только моей старухе дай пять пачек индийского чая». Дядя Нуртас тихонько рассмеялся и на ухо ему сказал: «Будет твоей старухе чай. А орден сами носите. Вы его заслужили». После торжества он не только распорядился, чтобы старику доставили килограмм чая, но и проверил исполнение своего распоряжения». Это было время удивительно совестливых людей даже в мелочах.

Сейчас модно ругать все советское. Но «в результате частых переездов я поменял пять школ, поэтому мог сравнивать уровень преподавания в каждой. Наиболее сильной, на мой взгляд, являлась СШ им. Ломоносова в Ванновке. Сила ее заключалась в сильном преподавательском составе… Физику преподавал Хан Елисей Семенович... Когда я, уже будучи доктором технических наук, поинтересовался, как ведут уроки физики в современной школе, то убедился, что уровень ниже».

Учиться в Москве мечтал каждый выпускник. Правда, мой путь в столицу начался с поступления в аспирантуру. Но моя заветная мечта осуществилась! Меня поразили москвичи семидесятых. Все – от малого до старого поголовно – в метро, даже на движущихся эскалаторах, читают книги, газеты, журналы… В первую ночь в общежитии, лежа в кровати, я дал себе клятву: «Умру в лаборатории, но защищу диссертацию. Наверстывая упущенное время, работать заставлял себя по 10-12 часов в сутки».

- Читать нужно много, но читать нужно с умом, - говорил на встрече Акбулат Раимбекович. – Черпать информацию из различных источников. Анализировать.

И привел такой простой пример. Вот поляки предъявляют претензии России за расстрел польских офицеров. Но ведь и в истории России можно найти факты массовой казни русских или советских солдат. Например, тех красноармейцев, которые оказались на польской территории в годы революции. Нельзя давать разыгрывать национальную карту. Это несет нестабильность в любой постсоветской стране.

Этому посвящено и немало страниц в книге. В частности, о том, что конъюнктурное переписывание истории оставляет искаженные образы руководителей страны, полководцев и национальных героев, вознося на пьедестал не самых достойных. Только не пугайтесь, когда автор защищает Сталина или Берию, недоумевает по поводу того, почему в число реабилитированных попал Голощекин, который в тридцатые организовал геноцид против казахов, почему так восхваляют сегодня Мустафу Чокая, а не того же Хаджимукана, который был и остается национальным героем. Почему наблюдается такой парадокс: цензура, которая «душила» хорошую литературу, исчезла, а гениальных произведений не появилось. Его не устраивает история только в черных или белых красках. Ему хочется понять, почему его дядя Музаффар, прошедший войну, будучи сыном бая, не стал врагом Советской власти, не позволял плохо говорить о вождях революции…

Видеть и описывать жизнь во всем многоцветии палитры, с самыми разными нюансами – это качество мемуариста отмечали все выступавшие на презентации.

«Я читал эту книгу с ощущением, что она написана обо мне, - говорил профессор, преподаватель предмета «Мәңгілік Ел» ЮКГПИ Ю. Шпилькин. - Мы сейчас изучаем новый предмет, фактически этнологию. И такие книги - прекрасное дополнение к учебникам».

3w

Участница читательской конференции Н. Казорина

«В нашем ЮКГУ более 700 кандидатов и докторов наук. И только Акбулат решился написать не научный труд, а книгу воспоминаний, - констатировала коллега автора – доцент, кандидат экономических наук Л. Колотаева. – Не иначе Бог его поцеловал в темечко. Потому что книга получилась очень светлой, искренней и правдивой. Она учит людей: «Если вы будете читать, то речи ваши не будут пусты, а поступки наполнены смыслом…»

«Мы узнали из книги много ценного по краеведению. Мы даже не знали о том, что в 1942 году фашисты готовили диверсию по уничтожению свинцового завода, который выпускал для фронта семь пуль из каждых десяти… Не представляли, какой насыщенной была культурная и спортивная жизнь в Чимкенте. Есть в книге такие главы, и их большинство, которые не могут не трогать самые сокровенные струны души. Например, в моем детстве очень популярна была игра в лянгу. Я и не задумывалась, откуда она к нам пришла. И тут из книги узнаю - из Китая… Когда я читала воспоминания о бабушке Каракоз, то тут же вспомнила свою и ее огромную любовь к горячим лепешкам со сливочным маслом...» - говорили юные читательницы З. Жума, З. Пернебекова, Р. Танирбергенова и Ш. Гюльмамедова.

Теплыми воспоминаниями поделились с читателями герои книги – сестра Р. Ахметова (кстати, я, не раз писавшая о ее легендарном муже, многократном чемпионе в пяти видах спорта М. Сапарбаеве, из книги узнала, что он вполне мог стать чемпионом Олимпийских игр в Мельбурне. Ведь в отборочных он победил знаменитого тогда Енгибаряна. Помешала поехать на Олимпиаду нелепая бытовая травма – Авт.), одноклассник, экс-депутат Мажилиса Ш. Мырзахметов. Высокую оценку мемуарам дали писатель из Рязани Ю. Белоусов, хорошо знающий всю семью Сапарбаевых, руководитель областного филиала Ассоциации русских, славянских и казачьих организаций, почетный гражданин Шымкента Ю. Кирюхин. Музыкальный подарок преподнесли участникам встречи маэстро А. Коротков и титулованная оперная певица М. Кин.

История состоит не только из артефактов, но и из воспоминаний современников, которые никем не ангажированы, и если берутся за перо, то чтобы рассказать правду. Мемуары А. Ахметова – это время, запечатленное в лицах и описанное от первого лица.

Как говорит один мой знакомый поэт, если у пишущего появится хоть один читатель, его можно назвать писателем. У Акбулата Ахметова в этот день их появилось как минимум под пятьдесят - членов клубов дружбы вузов и активистов молодежного крыла этнокультурного движения Южно – Казахстанской области. Есть стимул не оставлять это занятие.

Н. Казорина

фото ш. Файзиева

 

 

Дипломанты и победители XIX Регионального открытого конкурса «Казахская романсиада»

Категория «Русский романс»

Бекзод Давронов (Узбекистан) – Гран-при

Азат Туранел (Казахстан) – 1 место

Улан Асамудинов (Кыргызстан) – 1 место

Айдос Иманжаппаров (Казахстан) - 2 место

Айгерим Аманжолова (Казахстан) – 2 место

Худжаназар Жумаев(Узбекистан) – 2 место

Алымбай Каримбаев (Каракалпакия) – 3 место

Сыргак Асанакунов (Кыргызстан) – 3 место

Акбота Серикболова Казахстан) – 3 место

Категория «Казахский романс»

Айбек Канатбек (Казахстан) – 1 место

Нурсултан Шатырханулы(Казахстан) – 2 место

Адис Ардинатов (Кыргызстан) – 3 место

Номинации

Молдир Исаева - «Мисс Романсиада»

Хабиб Рахматов - «За артистизм и обаяние»

Хислатжон Комилов - «За артистизм и обаяние»

Сания Нигметова - «Надежда Романсиады»

Мадина Оразбай - «Надежда Романсиады»

Нурканат Тапиев - «Надежда Романсиады»

Победитель «Детской романсиады-2016»

- учащийся музыкально-эстетической школы №1 г. Шымкента Аманжол Жолымбеков. Приглашён Г. Преображенской принять участие в Московской детской Романсиаде , которая состоится в Москве в марте 2017 года.

 

ИСТОРИЧЕСКАЯ СПРАВКА

Девятнадцать лет назад в актовом зале газеты «Южный Казахстан» был проведен первый конкурс исполнителей русского романса, который с каждым годом привлекал все больше и больше исполнителей не только из Казахстана, но и соседних государств.

Основными задачами его организаторы — газета «Южный Казахстан», Ассоциация русских, славянских и казачьих организаций, славянский культурный центр, русский драматический театр считали пропаганду и поддержку лучших исполнителей романса, сохранение русскоязычного культурного пространства в регионе, возвращение романса, как наиболее демократичного жанра классической музыки в музыкальный мир Южного Казахстана, в котором могут проявить себя как профессионалы, так и любители разных возрастных категорий.

чень серьезную поддержку Романсиаде ежегодно оказывал председатель объединения юридических лиц «Ассоциация русских, славянских и казачьих организаций Казахстана». С.А. Терещенко. Благодаря его усилиям, в 2002 году в Шымкент была приглашена директор Московского Дома Романсов, заслуженный деятель искусств России, заслуженная артистка Российской Федерации, профессор Г. Преображенская. С тех пор она участвует в каждом конкурсе в качестве председателя международного жюри.

«Региональный этап конкурса в Шымкенте — очень сильный конкурс», - так охарактеризовала Шымкентскую Романсиаду Г. Преображенская.

Четырнадцатый год подряд победители Романсиады в Шымкенте приглашаются в Москву для участия в общероссийском конкурсе исполнителей романса, финал которого проходит в Колонном зале Дома союзов Москвы.

Сложилось за много лет так, что на Романсиады приходят те, кто знает , что в этот день их ждут новые открытия и ожидания действительно происходят. Художественный и интеллектуальный Шымкент за ЭТИ ГОДЫ открыл для себя имена таких исполнителей, как Бауржан Исаев, Артём Костин, Абдумалик Абдукаюмов, Илона Тэн, Рамиз Усупалиев, Нажмитдин Мавлянов, Алексей Скибин, братья Пиязовы и др. Практически все они работают сейчас на сценических площадках ведущих театров СНГ и дальнего зарубежья. Сегодня на подступах к большой Романсиаде заявляют о себе победители областной детской Романсиады (нынешний резерв) Темирбекова Айгерим и Нижметдинова Карина из Шымкента, отмеченные в 2014 и 2015 годах премией «Гран- при» в детских конкурсах во Франции и Италии.

Именно, благодаря происходящим открытиям, казахский и русский Романсы продолжают жить. Мы являемся участниками и свидетелями их нового пришествия, что органично вписывается в казахстанскую культурную традицию. Сегодня особенно ясно осознаёшь, что русский и казахский романсы – это целый мир общенациональной казахстанской культуры, поддержка и развитие их в перспективе соответствуют идее, инициированного Главой нашего государства Патриотического акта «Мәнгілік Ел».

Поддерживают это яркое событие в культурной жизни Шымкента областной акимат, Ассамблея народа Казахстана, коллективы студии «Арт Флора», сети кондитерских «Ладушки», «Мадлен», ТОО «Корпорация «Ернур», центр культуры и народного творчества ЮКО, клинической больницы, департамента государственных доходов по ЮКО, ТОО «Международный фонд и интеграция», Посольство Российской Федерации в Казахстане, Генеральное консульство РФ в Алматы и др. Авторитетное международное жюри (В разные годы помимо Галины Преображенской в его состав входили: Шахимардан Абилов - заслуженный артист Казахстана, солист ГАТОБ им. Абая, профессор; Хорлан Калиламбекова – народная артистка Казахстана, солистка театра оперы и балета им. К. Байсеитовой, Хаблаш Абыкуйулы — народный артист Монголии, профессор; Гульнара Джиенбаева — заслуженная артистка Кыргызстана, профессор Кыргызской национальной консерватории; Нармодин Султанов — народный артист Узбекистана, Аваз Раджабов – народный артист Узбекистана, солисты ГАТОБ им. Навои, лауреаты международных конкурсов; Бурхон Маматкулов — народный артист Таджикистана, профессор, солист Таджикского театра оперы и балета им. Айни; Нани Брегвадзе — народная артистка СССР и Грузии, лауреат Государственной премии; Светлана Варгузова – народная артистка России, солистка Московского театра оперетты; Юрий Веденеев – народный артист России, солист Большого академического театра оперы и балета г. Москвы, Аристарх Ливанов – народный артист России и другие). Их участие в жюри и объективное судейство, четкая организация и проведение сделали Романсиаду престижным конкурсом.

С 2008 председателем оргкомитета Ю. Кирюхиным и членом жюри Ш. Абиловым было предложено ввести номинацию «Казахский романс». С тех пор Романсиада «Очарование романса» стала именоваться «Казахская Романсиада». Казахские романсы начали пользоваться популярностью и все большее количество участников изъявляло желание участвовать в этой номинации. «Я увожу с собой в Москву немало замечательных казахских романсов, - поделилась со зрительным залом председатель жюри Г. Преображенская. - Впервые среди множества международных конкурсов Казахстан заявляет о себе новым явлением — Шымкент открывает миру Казахский романс. Киргизы, узбеки, эстонцы, русские поют по-казахски! Это здорово!»

Таким образом, Романсиада продолжает активно жить. Мы становимся участниками и свидетелями того, что, благодаря Казахской Романсиаде, русский и казахский романсы уверенно и надолго входят в республики Центральной Азии и России.

Руководитель ЮКОФ ОЮЛ «АРСК» Ю. Кирюхин.

 

Ах, романс, наш душевный романс, растревожил до трепета душу...

 

IMG 97411077Два дня - как две минуты... Вот так всегда, ждем-ждем его, а он пролетает на одном, но таком возвышенном дыхании. Безусловно, речь о любимом южноказахстанцами музыкальном конкурсе «Казахская романсиада», с триумфом прошедшем в Шымкенте 22 и 23 октября.

Да что там два дня! В следующем году ему стукнет, ни много ни мало, два десятка лет! Подумать только, сколько великолепных голосов, талантливых исполнителей, признанных знаменитостей, душевных песен подарил нам за эти годы праздник музыки и высокого слога.

В 2017-ом, кстати, нас ждет еще один юбилей - 10 лет как «Казахская романсиада» вошла в программу Всероссийской, став не просто событием культурно-просветительского характера, но и межнационального, межгосударственного. А наши победители - неизменные участники финала московского конкурса - уже вовсю покоряют сцену знаменитого Колонного зала Дома Союзов.

Понимая значимость этого, руководство Южно-Казахстанской области ежегодно чтит вниманием членов жюри конкурса. В этом году встретиться с ними перед гала-концертом и стать зрителями действа пришли заместитель акима области У. Садибеков и и.о. секретаря областного маслихата А. Досболов. Пожелали и дальше укреплять мост казахстанско-российской дружбы через высокую культуру, ежегодные музыкальные встречи, вдохновенные чувства - все то, что несет в себе искусство романса.

Итак, завершился уже XIX региональный открытый конкурс «Казахская романсиада».

Примерно таким же можно назвать и средний возраст участников, молодых и пока еще не испорченных славой, из года в год пробующих себя в исполнении самых душевных, сердечных песен о любви и жизни. Они приезжают из других городов Казахстана, из Узбекистана, Кыргызстана, России, бывали времена - и из Китая, потому что знают уже наверняка: «Казахская романсиада» - верный и непоколебимый трамплин к большим вершинам мира профессиональной музыки и классического пения.

IMG 00251024А еще знают, что без заслуженного деятеля искусств РФ, заслуженной артистки России, председателя жюри Г. Преображенской конкурсу не состояться.

И она не подводит. Приезжает, слушает, выбирает, оценивает. Честно, справедливо, прислушиваясь к мнению не менее профессиональных членов жюри. Каждый год к ним присоединяются специально приглашенные гости. В этом своим участием украсила праздник наша землячка, народная артистка Республик Казахстан и Татарстан Н. Усенбаева. Позже, на гала-концерте, она, как и все члены жюри, по традиции порадует прекрасным исполнением. Но сначала - сложная работа: выбрать лучших из лучших, потому как уровень подготовки конкурсантов романсиады с годами только растет.

Чувствуют ли это сами участники? Наверняка, но вида за кулисами не подают. Любая нота волнения может сыграть злую шутку. Кстати, давно признанная конкурсантами примета: выступать первым - априори к поражению - на этот раз подтвердилась лишь пятьдесят на пятьдесят. Так, открыть конкурс XIX романсиады выпала честь второкурснице алматинской консерватории Д. Таубековой. «Впервые в своей жизни я выступаю под первым номером, - призналась девушка. - Испытала при этом двойственные чувства. С одной стороны, безумно волнуюсь, с другой, есть возможность отпеть и послушать своих конкурентов». К сожалению, слушать Динаре из Алматы пришлось и всех прошедших во второй тур, сама она в этот список не попала. А вот об удаче другого участника, выступающего сразу после девушки под вторым номером, немного позже.

Как и в прошлом году, конкурс получился по большей части мужским: из 41 конкурсанта лишь треть (12) - представительницы прекрасного пола. А этоIMG 00291028 уже повод задуматься и обеспокоиться: не потеряем ли мы с годами женский облик госпожи романсиады? Ведь сложно даже представить ее без так ожидаемого зрителями каскада роскошных платьев и нежных голосов и, соответственно, любимых романсов! Вот и на этот раз изящные, юные девы в концертных нарядах буквально затерялись в мужских смокингах, белых рубашках и бабочках. Впрочем, были среди них довольно яркие как внешне, так и в профессиональном исполнении, не заметить которых было трудно.

Одной из них - красавице из Астанинской академии искусств М. Исаевой, нашей, кстати, в прошлом землячке - достался тот самый «коварный» 13 номер. Думаете, это ее смутило? Как бы не так! Надев свое любимое золотистое платье, дважды принесшее ей удачу и призовые места на других конкурсах, она блестяще исполнила А. Верстовского «Старый муж, грозный муж». Покорила всех! А главное, мужскую половину жюри. Вердикт однозначен: вот она, наша «Мисс романсиада-2016»!

Второй тур отборочного конкурса отсеял больше половины вокалистов, оставив теплиться надеждам лишь 18-ти из 41.

Могло быть и больше, но повторяющейся из года в год ошибкой Галина Сергеевна назвала не всегда удачно выбранный конкурсантами репертуар: «Некоторые ребята не понимают, какие из произведений подходят их тембру голоса, а какие нет. Или разучивают удобные для себя романсы, не понимая, что со стороны слушать их неудобно. Ведь то, что хорошо звучит на концерте, бывает, плохо звучит на конкурсе, и наоборот».

IMG 98851170В целом же, призналась Г. Преображенская, все выглядели достойно: «И вот это достоинство конкурсантов доводит меня чуть ли не до слез. Особенно, когда я вижу этих молодых, горячих сердцем юношей и девушек, несущих в себе образ, их искренние чувства - то, чего, к стыду сказать, порой не хватает некоторым моим московским коллегам, певцам с большим опытом и хорошими голосами, но полным безразличием к исполняемому произведению. В здешних музыкальных школах закладывается в основу необходимость понимания музыкального материала. Вот почему «Казахская романсиада» на фоне других, которые я провожу уже в семи регионах, выглядит всегда роскошно!»

Но вернемся к репертуару. О нем высказался и другой почетный член жюри, мнение которого столь же авторитетно, как и Галины Сергеевны. Народный артист Республики Узбекистан А. Раджабов тоже обратил внимание, что почти за два десятка лет проведения конкурса выбираемые участниками романсы до обидного однотипны, довольно редко услышишь что-то интересное, не затертое до дыр. А ведь такой способ выделиться из массы конкурентов, при этом, естественно, имея соответствующие вокальные данные, срабатывает с большим процентом успеха. Так, например, случилось и в этот раз, когда участник из Бишкека С. Асанакунов замахнулся на довольно сложный и редкий романс П. Чайковского «Любовь мертвеца» на стихи М. Лермонтова, который на нашей романсиаде был исполнен впервые.

- Это был очень смелый шаг, потому как произведение философское, с глубоким смыслом, - оценивает Аваз Акбарович. - Пусть не все у него вышло, какIMG 97121067 надо, но, главное, была попытка воплотиться в образ героя, который и после смерти испытывает «любви безумное томленье».

Забегая вперед, скажу, что за столь смелую попытку и старания 27-летнему С. Асанакунову жюри присудило почетное третье место на «Казахской романсиаде». Такой шанс, считает член жюри из Узбекистана, был у многих участников, выбери они для конкурса другие произведения.

- Сейчас ведь с этим нет никаких проблем, - говорит Аваз Акбарович. - Надо только чаще листать сборники сочинений разных композиторов, искать что-то новое в Интернете и не бояться пробовать это исполнять. Поверьте, на конкурсах еще не вся классика перепета.

Что ж, думается, закулисных перипетий и разборов полетов на сегодня достаточно. Окунемся в волшебную атмосферу гала-концерта, проходившего в переполненном поклонниками романса зале областного русского драмтеатра. Здесь одним из приятных сюрпризов вечера стал подарок бессменной спутницы Г. Преображенской, официального концертмейстера «Московской романсиады» О. Петриченко - сборник «Современные романсы России» каждому из аккомпаниаторов мероприятия. Сказать, что презент оказался в нужное время и в нужном месте, мало. Теперь очень хочется уже наступления следующего, юбилейного, конкурса, в глубокой надежде на то, что застарелая его проблема - однообразие репертуара участников - канет в Лету, а в категории «Русский романс» прозвучат свежие произведения.

Кстати, о надежде. В этом году соответствующая номинация «Надежда Романсиады» по праву поделена на трех равных по возрасту и вокальным данным юных 16-летних участников, которых Г. Преображенская назвала ярким всплеском этого года. Знакомимся: Н. Тапиев из Шымкента, М. Оразбай из Алматы и С. Нигметова из Павлодара. На гала-концерте их выступлению предшествовало только одно - еще более юного исполнителя, победителя Детской романсиады 12-летнего воспитанника Шымкентской музыкально-эстетической школы № 1 А. Жолымбекова. По традиции поздравить триумфатора в этом конкурсе на сцену вышла заместитель председателя Россотрудничества-консул Генерального консульства РФ в Алматы И. Переверзева, приехавшая вместе с генеральным консулом РФ в Алматы А. Деминым в качестве почетных гостей гала-концерта. Да не с пустыми руками, а с серебряной ручкой ручной работы от знаменитого ювелира Ю. Соколова, пожелала юному таланту в будущем только и успевать ставить ею автографы поклонникам.

IMG 98971178Порадовали и вызвали улыбки на лицах зрителей еще два довольно интересных конкурсанта из Узбекистана - Х. Рахматов и Х. Комилов, спевшие дуэтом на родном языке. Последний, кстати, в прошлом году на «Казахской романсиаде» победил в номинации «Яркий голос». В этом его отметили уже за артистизм и обаяние.

А вот другой участник, А. Ардинатов из Бишкека, также отметившийся в прошлогоднем конкурсе в номинации «За любовь к русскому романсу», в этот раз проявил себя в совершенно в другой ипостаси. Проникновенно исполнив казахский романс Е. Рахмадиева «Күндер зулап барады», завовевал третье место в этой категории. Зато первых два - наши, шымкентские!

- Как чистенько, как эмоционально прозвучал его «Япыр-ай! Неткен көктем»! Первое место однозначно! - высказал на обсуждении один из членов жюри, заслуженный артист РК и знаменитый казахстанский оперный певец Ш. Абилов о нашем земляке А. Канатбеке.

Спорить с ним не было смысла: глубокий, бархатный голос Айбека с первых секунд растопил сердца не только жюри, но и зрителей.

Однако были и моменты несогласия с распределенными по заслугам местами. Волна легкого недоумения пробежала по залу после объявления призовых мест двух красавиц - алматинской участницы А. Серикболовой и астанинской А. Аманжоловой. Знаменитый «Булбул» Л. Хамиди в исполнении первой вызвал явно больший восторг у зрителей, нежели «Нет, нет, не хочу» Б. Кейля второй. И дело здесь даже не в выборе репертуара. Еще на отборочных турах, после исполнения каждой по три произведения, в кулуарах обсуждалось вокальное преимущество А.Серикболовой над столичной соперницей. Но жюри решило все иначе, дав алматинке лишь третье место, а астанчанке - второе. Что ж, это тот самый случай, когда компетентность жюри на первом месте. Раз так решили, значит, тому поспособствовала целая совокупность приоритетов одной участницы над другой, которые простому слушателю романсов с первого раза не уловить.

IMG 00521047А вот в чем, действительно, чувствовалась солидарность любительского мнения с профессиональным, так это в распределении первых мест, которые достались А. Туранелу из Астаны и У. Асамудинову из Бишкека. Ох уж этот харизматичный Улан и его ставшая знаменитой в эти дни «Калитка» В. Буюкли! Сколько обаяния, сколько сценического мастерства и в то же время нежности было вложено им в исполненный романс. Женская половина сначала жюри, а затем и всего зрительного зала была покорена! И если бы учредили номинацию «Мистер романсиада», этот 25-летний парень не оставил бы шансов никому. Хотя красавцев среди участников в этот раз хватало.

Интересна и история его пути на сцену. Профессионально петь Улан начал лишь пять лет назад, до этого работал совершенно в другой сфере - экономике. После участия в одном из вокальных конкурсов необычайный талант самородка заметили. Парню сделали предложение, от которого сложно было отказаться: его взяли в Кыргызскую национальную консерваторию сразу на третий курс, причем с обучением по гранту. И, как доказало его первенство на этом сложнейшем конкурсе, педагоги в нем не ошиблись. Как и сам Улан в своем выборе профессии

А теперь - барабанная дробь и имя обладателя Гран-при! Им в этом году стал 23-летний конкурсант из Узбекистана Б. Давронов. Помните, в самом начале речь шла о примете: выступать первым – к поражению? Так вот именно Бекзод опроверг ее напрочь, выступив по жребию сначала вторым, а после первого тура – и вовсе первым. Как только зазвучал в его исполнении романса «Эй, ямщик, гони-ка к Яру», сомнений не осталось ни у одного члена жюри: парень с удивительной музыкальностью, как позже назовет его сама Галина Сергеевна, - претендент на самую высокую оценку. И достойного конкурента ему так и не нашлось. Сам Бекзод, впервые приняв участие в романсиаде, победу посвятил своему отцу, ушедшему из жизни три года назад, но до конца своих дней верившему в невероятный талант сына. Теперь гордость не только семьи Давроновых, но и всех, кто душой и сердцем болел за участников нашего конкурса, будет защищать честь «Казахской романсиады» на 20-й юбилейной Московской, которая пройдет в декабре в Колонном зале Дома Союзов. IMG 99841225IMG 97851105

- Желаю Вам такой же надежной творческой команды, как и у нас, в Шымкенте, которая будет помогать Вам во всем, что Вы взвалили на свои хрупкие плечи, - пожелала Г. Преображенской председатель нынешнего оргкомитета «Казахской романсиады», директор-главный редактор газеты «Южный Казахстан», председатель областного славянского культурного центра М. Лимаренко.

С пожеланиями дальнейшего успешного сотрудничества в одном из самых ярких культурных событий как для Казахстана, республик Центральной Азии, так и для России, выступил организатор и вдохновитель Международных конкурсов исполнителей русского романса в Шымкенте, затем Международного конкурса «Казахская романсиада» Почетный гражданин Шымкента, бессменнный член жюри конкурсов, руководитель областного филиала Ассоциации русских, славянских и казачьих организаций Ю. Кирюхин.

Под финальное «Айттым сәлем, Қаламқас» зал расходился с неохотой. Два концертных часа пролетели как две секунды, и впереди вновь год ожиданий волшебства музыки и романса…Какой она предстанет в 2017-м, юбилейная романсиада? Безусловно, полной приятных сюрпризов, красивых голосов, роскошных нарядов и смокингов. Все остальное - под завесой тайны…

О. СИНГУРОВА

 


Страница 7 из 43