События

Дважды юбилейный год

3В областной библиотеке им. А. Пушкина был дан официальный старт праздничным мероприятиям, посвященным сразу двум юбилеям: 120-летию самой библиотеки и 220-летию гениального Александра Сергеевича, к столетию которого она и была открыта.

Век с лишним спустя Пушкинка остается местом встреч не только библиофилов, но и проведения культурных мероприятий, выставок и даже встреч с дипломатами, представляющими разные страны в Казахстане.

Именно библиотеку им. А. Пушкина, одну из старейших в стране, можно назвать прародительницей всех библиотек на юге Казахстана. Примечательно, что инициатива создания первого в своем роде культурного объекта для библиофилов принадлежит не властям города, а его жителям. С нее начала развитие филиальная сеть. Не однажды Пушкинка меняла место дислокации, но всегда оставалась местом просвещения и культуры. Сегодня ее ценнейшие фонды насчитывают более 230 тысяч книг.

Поздравить коллектив библиотеки с юбилейным годом собрались коллеги из всех районов области, а также Почетный гражданин Шымкента, общественный деятель Ю. Кирюхин, председатель областного славянского культурного центра М. Лимаренко, председатель АРСК по Туркестанской области и Шымкенту Д. Пономаренко. 120-летие отметят с размахом: в 19-ти районных и городских библиотеках Туркестанской области пройдут недели, посвященные Году библиотеки им. А. Пушкина. Эстафету уже приняла областная детская библиотека им. Ы. Алтынсарина. Таким образом юбилей Пушкинки объединит всю область.

Алиса МАСАЛЕВА

 

Высоцкому и сегодня было бы о чем спеть

 

1Наверное, я был слишком мал, чтобы воспринять творчество В. Высоцкого при его жизни. Да и серьезную восприимчивость песен и стихов барда оттесняла великая любовь отца к поэту. В домашней коллекции были собраны все пластинки, выпущенные при жизни Владимира Семеновича и после. Его песни звучали в нашем доме почти ежедневно. Было ощущение, что певец стал нашим родственником. Но понимание того, что хотел сказать Высоцкий, все же пришло. Намного позже, когда я, будучи учеником старших классов, от нечего делать стал читать его сборник «Нерв». В чем же феномен Владимира Высоцкого? Наверное, в том, что любое время, в том числе и наше, нуждается в правде и подлинности. А песни-монологи Высоцкого - это живое свидетельство поколения, откровенно говорившего с современниками и оставлявшего «послания» потомкам. Время это подтвердило. Высоцкий столь же популярен в наши дни, как и в прошлом. Но осознанно с творчеством Владимира Семеновича я столкнулся именно в Шымкенте.

ТРАДИЦИИ ПРОВОДИТЬ ВЕЧЕРА ПАМЯТИ В. ВЫСОЦКОГО В НАШЕМ ГОРОДЕ БОЛЬШЕ 20 ЛЕТ. Все начиналось в зале клуба «Ил-22». Первые встречи не были массовыми. Скорее, они были похожи на литературно-музыкальные вечера для небольшого круга людей, знающих друг друга. Со временем эти традиционные встречи начали проводить в русском драматическом театре. А гостями и зрителями стали не только посвященные, но и простые горожане. Желающих посетить 25 января театр с каждым годом становилось все больше. И это связано не только с тем, что творчество В. Высоцкого весьма популярно и где-то даже модно. Высоцкий для Шымкента стал маленькой, но очень яркой страницей в истории города. Впрочем, как и области. Но обо всем по порядку.

Сегодня в России имя В. Высоцкого стало своеобразным национальным брендом. Повсеместно проводятся различные мероприятия как в день рождения, так и в день смерти. В регионах создаются частные музеи.

В Казахстане трепетно чтут Владимира Семеновича, пожалуй, только в Шымкенте. И связана эта память с его неоднократным пребыванием в нашем южном городе. По воспоминаниям М. Цыбульского, человека, который всю жизнь скрупулезно изучает жизнь и творчество Владимира Семеновича, артист был в Шымкенте три раза.

«В ноябре 1963 года Высоцкий пришел в Театр киноактера поговорить с приятелем, артистом Михаилом Туманишвили. В буфете театра к ним подошел администратор калмыцкой филармонии Войтенко и предложил отправиться в гастрольную поездку по городам Сибири, Алтая и Казахстана. Таким гастролям позавидовал бы, наверное, сам Остап Бендер. Давая сеанс одновременной игры в Васюках, Великий комбинатор все-таки знал, как передвигать фигуры, и некоторое время выглядел вполне благополучно. Московские же друзья к поездке не подготовили ничего, так что на первых выступлениях Туманишвили читал отрывок из прозы, выученный еще в студенческие времена, а Высоцкий исполнял несколько стихотворений Маяковского. Потом, когда обнаружилось, что у Высоцкого случайно оказался с собой томик Чапека, коллеги инсценировали один из рассказов чешского писателя», - вспоминает Марк Исаакович.

В Казахстан, как позднее вспоминал М. Туманишвили, они приехали в начале февраля 1964 года. Выступали в Чимкенте, Темиртау, Мангышлаке, Гурьеве, Джезказгане, Караганде. Выступали почти каждый день и сумели кое-что заработать. Высоцкий даже смог позволить себе приобрести пальто. «Пальто ему, правда, было немного великовато - размера на два больше, - рассказывал М. Туманишвили. - Однако Володю это нисколько не смущало. Напротив, он говорил, что, дескать, хоть просторно, зато теплее».

ПРОШЛО БОЛЕЕ ШЕСТИ ЛЕТ, И В АВГУСТЕ 1970 ГОДА ВЫСОЦКИЙ СНОВА ПРИЕХАЛ В КАЗАХСТАН.

На этот раз он в основном выступал в Чимкенте. Чимкент 1970 года отличался не менее разительно, чем приехавший туда Высоцкий от самого себя шестилетней давности. Теперь на его счету были роли в фильмах «Вертикаль», «Служили два товарища», «Опасные гастроли», крупные роли (в том числе роль Галилея) в спектаклях Театра на Таганке. А песни его знала, без преувеличения, вся страна. «На концертах Высоцкого побывало около десяти тысяч зрителей Чимкента, Кентау, Белых Вод», - сообщала газета «Южный Казахстан» 1 сентября 1970 года. В библиотеке Высоцкого есть книга, подаренная ему казахстанскими зрителями. На ней надпись: «Уважаемый Владимир, студия «Бригантина» приветствует Вас в нашем городе! Вы нам определенно нравитесь! 31.VIII.70 г., Чимкент». Кроме тогда еще областного центра, Владимир Семенович дал концерты в Кентау и, по некоторым данным, в Белых Водах. А поздней осенью 70-го Высоцкий вновь был приглашен в Чимкент. Это был коммерческий «чёс», который доставил практически всем участникам массу неприятностей.

После последнего гастрольного турне не обошлось и без расследования финансовой деятельности Высоцкого, что случалось частенько и в других местах. В источниках есть воспоминания старейшего работника органов внутренних дел Бориса Абрамовича Волгина, который очень подробно рассказал, что в то время он, как инспектор ОБХСС, проводил предварительную проверку по факту проведения концертов вне программы гастролей. Ставился даже вопрос о возбуждении уголовного дела в отношении Владимира Семеновича. Но потом кто-то сверху нажал, и дело спустили на тормозах. Однако устроители этих гастролей в Чимкенте после долгих разбирательств и судебных тяжб все же были наказаны.

2О НАШЕМ ГОРОДЕ ВЛАДИМИР СЕМЕНОВИЧ ВПЕРВЫЕ УЗНАЛ В 1963 ГОДУ, НАХОДЯСЬ В АЛМА-АТЕ НА СЪЕМКАХ ФИЛЬМА «ШТРАФНОЙ УДАР». ВОТ ЧТО ОН ПИСАЛ СВОЕЙ ЖЕНЕ ЛЮДМИЛЕ АБРАМОВОЙ 29 ЯНВАРЯ 1963 ГОДА

ГОДА (пунктуация и орфография сохранены): «...Ездил на казахском мустанге. Он скакал с пика на пик. Упасть я не упал, но ноги натер. Казахи сказали, что из меня выйдет «сыльно хороший джигит». Да! Лапа! Какая жалость. У нас на концерте был секретарь обкома Чекмента (это 400 км отсюда). Он воспылал нежностью и написал письмо главному зоотехнику, чтобы он мне продал 20 каракулевых шкурок по 5 руб. Это жуткая дешевка. Но… увы, туда ехать 10 часов. А нас не пускают. Вчера уговаривали начальство. Оно - ни в какую. Видимо, завидуют. Я в расстройстве! Убывает состояние...»

В 70-80-ых годах прошлого столетия популярность Высоцкого в Чимкенте, впрочем, как во всем бывшем СССР, была бешеная. Один из таких всплесков популярности пришелся на период горбачевских «перестройки и гласности». Как вспоминает заслуженный учитель РК М. Дикань, в 85-ом или 86-ом году в актовом зале Чимкентского педагогического института студенческий профком совместно с комитетом комсомола вуза организовали и провели вечер памяти В. Высоцкого.

На вечер пришли не только студенты всех факультетов института, но и бывшие выпускники. В первой половине читались стихи и исполнялись песни Владимира Семеновича. Затем один из активистов института вышел на сцену и после короткого спича стал приглашать присутствующих высказаться о творчестве поэта, барда и артиста. Однако в зале наступила полнейшая тишина. Советские студенты того времени хоть и были уже раскрепощены в свободном выражении мысли, но все еще боялись. Чтобы спасти ситуацию и разговорить участников, слово взял М. Дикань.

Выйдя на сцену, Михаил Евгеньевич, будучи сыном театрального артиста и зная законы жанра, сказал: «Кто такой Высоцкий? Разве это поэзия? А песни? Голоса нет, мелодии похожи друг на друга. Стихи так себе!» Провокация удалась. Зал оживился, на трибуну, невзирая на присутствие не только преподавателей, но и комсомольских и партийных деятелей института, стали подниматься студенты. И каждая речь о творчестве Высоцкого звучала из уст будущих преподавателей как последнее слово адвоката в защиту гения. Выступления затянулись до темноты.

КСТАТИ, О ТОМ, ЧТО ПЕСНИ ВЫСОЦКОГО ЗНАЮТ И ПОЮТ В КАЗАХСТАНЕ, ПИСАЛ И САМ ПОЭТ. ИЗ ПИСЬМА В. ВЫСОЦКОГО ЖЕНЕ ЛЮДМИЛЕ АБРАМОВОЙ, 13 ЯНВАРЯ 1963 ГОДА:

«Здесь поют мои песни. Встретил Айманова. Это он привез. Правда, все имена изменены на казахские». С тех пор прошли годы, но память о Высоцком в Шымкенте жива до сих пор. В 2003 году на входной арке Центрального парка в торжественной обстановке была установлена мемориальная доска. Событие это происходило при непосредственной поддержке прежних властей Шымкента, отмечавших тогда Год Казахстана в России. Мемориальная доска памяти Владимира Высоцкого стала свое-образной достопримечательностью самого южного города Казахстана. В конце концов, ничего подобного нигде в Центральной Азии не было. Однако нашелся внимательный радетель законности, известный «битломан», узревший в тексте нарушение Закона «О языках». По его инициативе доска на долгое время была демонтирована. Потребовалось вмешательство обеспокоенных возникшей ситуацией высокопоставленных руководителей из Астаны и Москвы, чтобы власти Шымкента с извинениями вернули ее на место. На это потребовалось чуть больше часа. Но во время реконструкции Центрального парка доску снова сняли, пообещав обязательно вернуть ее на место после проведения всех работ. Но, увы... Обещанного шымкентские поклонники Высоцкого ждут уже более трех лет. Справедливости ради надо сказать, что мемориальные доски, напоминающие о пребывании Владимира Семеновича в Шымкенте и области, сегодня установлены в холле гостиницы «Ордабасы» (бывш. «Восход»), где он проживал, и на фасаде здания бывшего Лектория в городе Кентау Туркестанской области, где Высоцкий в конце лета 70-го дал два концерта.

В НОВОМ 2019 ГОДУ ГЕОГРАФИЯ МЕРОПРИЯТИЙ, ПОСВЯЩЕННЫХ ТВОРЧЕСТВУ «НЕРВА ЭПОХИ», РАСШИРИЛАСЬ. В НЕСКОЛЬКИХ ШКОЛАХ И КОЛЛЕДЖАХ ШЫМКЕНТА И ТУРКЕСТАНСКОЙ ОБЛАСТИ ПРОШЛИ КЛАССНЫЕ ЧАСЫ О ТВОРЧЕСТВЕ В. ВЫСОЦКОГО.

По инициативе газеты «Южный Казахстан» впервые за долгие годы был проведен концерт во Дворце культуры Кентау. Надо выразить огромную благодарность организаторам и участникам вечера, подарившим кентаусцам праздник души и воспоминаний.

Почтили память поэта и актера в теперь уже шымкентском городском русском драматическом театре. Два дня «в своей колее» на сцене при полном аншлаге прошли представления со стихами и песнями Высоцкого. Хотелось бы отметить хорошее чтение произведений. Поэтическая часть была безупречна. Стихи читались с душой, эмоционально и максимум в двух октавах. В исполнении песен не надо подражать Владимиру Семеновичу. В мире только один Высоцкий. Да и Димаш Кудайберген со своими пятью октавами уникален. Как сказал руководитель ансамбля русских народных инструментов А. Коротков, варианты использования музыки Высоцкого широки: она такая же гениальная, как и его стихи. Для певцов не самым худшим примером исполнения песен Владимира Семеновича является российский актер С. Безруков. По-настоящему зритель окунулся в смысл песен Высоцкого, когда на сцену театра выходили А. Мельникова, Л. Лазарева, А. Шаймерденова. А Г. Петреченко предложила очень хороший микс, исполнив «Колыбельную» чтением и пением. Особо хочется отметить художника сцены С. Роменскую. Ее идея оформления сцены - все творчество Высоцкого: кино, стихи и песни.

КУЛЬМИНАЦИЕЙ ТЕМЫ «ВЫСОЦКИЙ В ШЫМКЕНТЕ» СТАЛ СПЕКТАКЛЬ «РАЙСКИЕ ЯБЛОКИ».

». Московские гости приехали на юг Казахстана по приглашению шымкентского дома-музея Высоцкого в лице директора и хранителя М. Садыкова. Именно благодаря этой постановке, которая идет на различных театральных площадках мира уже много лет, зритель проникается той атмосферой, которая была вокруг Высоцкого при жизни.

«Москвичи мне понравились очень. Понравилось все: режиссерская концепция, световое и цветовое оформление, оба исполнителя и подбор песен. Единственное, что очень сильно раздражало, это наши дикие невоспитанные чимкентские зрители. Уже полчаса идет представление, а они все прутся и прутся, и прутся. Да хоть бы как мышки, а то открывают настежь дверь, впуская ненужные пучки света, выясняют свои места, шумят. Многие с телефонами, у которых светятся экраны. Это тоже очень сильно мешало восприятию», - сказала после спектакля завсегдатай вечеров Высоцкого в Шымкенте Т. Руяткина.

Сегодня в Шымкенте идут споры. Нужен ли Высоцкий городу в том варианте, который предлагают поклонники его таланта. Скорее да, чем нет. Но возносить тоже, наверное, не стоит. У М. Садыкова который год есть планы по открытию полноценного музея. Благо имеется большое количество экспонатов, в том числе уникальных. Но нет помещения. «Хотелось бы поставить актеру скульптуру на аллее Центрального парка, где он пел в 1970 году. В этом отношении есть хороший пример карагандинцев, которые увековечили память о Викторе Цое. Но удовольствие это дорогостоящее», - говорит М. Садыков. Быть может, в этом вопросе надо надеяться не только на помощь городской администрации и местных меценатов. Возможно, дело, задуманное Марсом Раифовичем, сдвинется с места, если с предложением об увековечивании памяти барда в памятнике и музее в Шымкенте энтузиасты обратятся в фонд им. Высоцкого, который возглавляет сын поэта. Быть может, при поддержке фонда на межгосударственном уровне и удастся сделать то, о чем мечтает М. Садыков и шымкентские поклонники творчества Владимира Семеновича. Нельзя сказать, что творчество Высоцкого вызывает огромный интерес у современной молодежи. Хотя отрадно, что много парней и девушек приходят на вечера памяти. И сами их организуют. Большую роль в популяризации творчества Высоцкого могли бы сыграть его стихи и песни, переведенные на казахский язык. Но таких переводов нет. Да и, как говорят специалисты, очень трудно переводить Высоцкого, сохраняя его стиль и смысл стихов и песен. Однако несомненно то, что для нескольких поколений шымкентцев Высоцкий - это легенда и вполне живой человек, сумевший заговорить с читателями и слушателями на понятном языке на интересующие их темы. Владимиру Семеновичу и сегодня было бы о чем спеть. Именно поэтому в Шымкенте и Туркестанской области до сих пор звучат его стихи и песни.

Владимир ПРИВАЛОВ

 

 

В РОДНИКОВОЙ СВЕЖЕСТИ ЧУВСТВ. Послесловие к конкурсу

 

Вот и подошел к концу полугодовой поэтический марафон, посвященный 125-летию со дня рождения Сергея Есенина. Инициатива его проведения принадлежит рязанцам – фонду Юрия Белоусова «Мир Есенина» и члену Российского союза профессиональных литераторов, неоднократному организатору, участнику и дипломанту литературных конкурсов различного уровня, в том числе Международных, Надежде Михалиной.

Чтобы иметь представление о формате конкурса, дадим его в цифрах. Итак:

Количество участников – 141.

Количество конкурсных работ – 217.

Страны и республики: Россия, Беларусь, Украина, Казахстан, Кыргызстан, Молдова, Израиль, Турция, Татарстан, Башкортостан, Адыгея, Марий Эл, Коми, Удмуртия, Чувашия, Чечня

Города: Москва, Санкт-Петербург, Новосибирск, Йошкар-Ола, Чита, Казань, Вологда, Челябинск, Киев, Касимов, Белогорск, Рязань, Мирный, Бишкек, Ухта, Бийск, Тюмень, Смоленск, Минск, Киров, Кишинев, Екатеринбург, Усть-Кут, Магнитогорск, Днепр, Красноармейск, Самара, Волжск, Орск, Одесса, Витебск, Гомель, Саранск, Северск, Ульяновск, Видное, Североморск, Ангарск, Архангельск, Уфа, Сватово, Собинка, Майкоп, Сапожок, Курск, Калуга, Балашиха, Нижний Новгород, Заречный, Евпатория, Волжский, Нетания, Лисичанск, Луганск, Глазов, Строитель, Выборг, Омск, Бор, Тетюши, Кацрин, Горячий Ключ, Тейково, Алматы, Макеевка, Анапа, Подольск, Брянск, Златоуст, Заславль, Самара, Георгиевск, Чкаловск, Казань, Уфа, Асбест, Тольятти, Спасск, Азов, Барнаул, Клин, Кумертау, Жуковский и многочисленные села, деревни, рабочие поселки со всех пределов необъятной России.

Состав жюри:

Алия Елеусизовна Кулумбетова – доктор филологических наук, профессор Южно-Казахстанского госуниверситета им. М. Ауэзова (г. Шымкент, Южный Казахстан) – председатель жюри.

Константин Игоревич Паскаль – член Союза писателей России (г. Рязань, Россия) – сопредседатель жюри

Сергей Анатольевич Скорый - доктор исторических наук, профессор археологии, член Союза писателей России, член регионального Союза писателей Крыма (г. Киев, Украина)

Анатолий Юрьевич Аврутин - главный редактор журнала «Новая Немига литературная», действительный член Академии Российской литературы, член-корреспондент Российской Академии поэзии и Петровской Академии наук и искусств (г. Минск, Беларусь).

Номинацию «Частушки» судило жюри:

Александр Николаевич Ермаков – композитор, Заслуженный деятель искусств Российской федерации, лауреат премии им. С. Есенина (с. Константиново Рязанской обл., Россия)

Татьяна Геннадьевна Жилинская – старший преподаватель кафедры теории и методики преподавания искусств факультета эстетического образования Белорусского Государственного педагогического университета им. М. Танка, член Союза писателей Беларуси (г. Минск, Беларусь)

Победители:

Поэзия

1-е место: Богданович Маргарита, Минск, Беларусь

2-е место: Сорочкин Владимир, Брянск, Россия

Смирнова Наталья, Красноармейск, Россия

Полункин Валентин, Сапожок, Россия

3-е место: Чеботарева Людмила, Нацрат Иллит, Израиль

Суханова Вера, Смоленск, Россия

Великжанин Павел, Волжский, Россия

Чечик Феликс, Нетания, Израиль

Куперман Феликс, Кацрин, Израиль

Проза

1-е место: Попов Игорь, Киров, Россия

2-е место: Коростелева Валентина, Балашиха, Россия

3-е место: Илязов Владимир, Архангельск, Россия,

Иванникова Ирина, Рязань, Россия

Лебедев Сергей, Тольятти, Россия.

Частушки

1 место – Федина Валентина, село Сушки Рязанская область, Россия

2 место - Бастракова Наталья, пос. Советский Марий Эл, Россия   

Коростелёва Валентина, Балашиха, Россия

3 место - Карасёв Евгений,  Омск, Россия

Буянова Лидия,  Златоуст, Россия

Тащенко Анна, Киев, Украина

Это лидеры. Кроме них, жюри конкурса отметило специальными дипломами следующих участников :

Алоев Василий, Украина, г. Киев

Крайнова Ольга, Россия, г. Собинка Владимирской обл.

Зернов Сергей, Россия, г. Тейково Ивановской обл.

Чирков Александр, Россия, г. Санкт-Петербург

Апарченко Ирина, Россия, г. Ангарск

Кривонос Сергей, Украина, г. Сватово Луганской обл.

Вороничева Анастасия, Россия, г. Брянск

Сушенцова Татьяна, Татарстан, г. Казань

Попова Елена, Россия, г. Усть-Кут Иркутской обл.

Тащенко Анна, Украина, г. Киев

Назаров Александр, Россия, г. Санкт-Петербург

Коршунова Ольга, Россия, г. Заречный Пензенской обл.

Рогачёв Михаил, Россия, г. Екатеринбург Свердловской обл.

Конкурс собрал необычайно сильных участников, чьим именам сопутствуют такие титулы, как член Союза писателей России, Союза российских писателей, Российского союза профессиональных литераторов, а также членство во множестве творческих объединений и слава лауреатов поэтических конкурсов разного калибра. Вместе с тем в числе авторов были и никем не признанные, нигде не участвующие, ни в чем не состоящие конкурсанты разных сфер деятельности.

Однако были и те (35 авторов), которых не допустили к состязанию – их творчество пока не удовлетворяет требованиям нашего конкурса по многом показателям – размеру, рифме, образности, композиции, мысли и всего того, без чего не состоится чудо поэзии. Но случалась и другая крайность: стихотворение как пасхальное яичко – все там правильно, все гладко. Но скулы сводит. Как раз тот случай, когда уместно сослаться на Мартина Гарсо, который сказал, как припечатал: «Слишком гладко причесанный стиль лысеет».

Нужны были поэтические открытия, рождение очарования. Во всяком случае, чтобы пробиться в победители. Чтобы прочел стихотворение – и как ягодку съел, и зашелся восторгом, и удивился, и понес в себе это чувство, а оно работало бы в тебе, продолжало жить. В общем, «ай да сукин сын»!

Это не значит, что допущенные к конкурсу авторы без огрехов. Сыщется у некоторых из них и несоответствие критериям художественности, и эпигонство, и стилистические ляпсусы, и лексическая скудость, и жанровое однообразие, и заезженность образов (иначе все 141 оказались бы на трех ступеньках пьедестала). Но! Сергею Нежинскому принадлежит фраза, что «душа поэта должна быть чувствительной, как пальцы шулера». Такую сенсорику показали многие участники конкурса. Хоть одной метафорой, сравнением ли, но отметились. Да ведь этого порой достаточно – поэтическая продукция не фасуется килограммами. Она намывается по крупицам. Как сказал Марк Меламед, «у поэтов все предложения в стихах СЛОЖНОсочиненные».

Повторяю, это был конкурс сильных участников. Потому вторые и третьи места делят по несколько авторов - идут ноздря в ноздрю! Очень непросто в такой компании пометить лучшего, отдать лавры именно этому, а не другому. Так что правильней будет признать равными, как и поступило наше жюри.

Я не стану детально характеризовать творчество наших поэтических избранников – их работы будут опубликованы на Фейсбуке, на страничке члена оргкомитета конкурса из Беларуси Татьяны Жилинской «Приходите почитать». Ознакомьтесь, сравните, насладитесь. Сделаю лишь несколько ремарок по ходу. Вот, хотя бы, в отношении единодушия членов жюри: они его проявили к Маргарите Богданович. Ни одного расхождения во мнении, а значит, она абсолютный лидер. В отношении иных были и pro, и contra, в таком случае место в ряду победителей определялось большинством голосов.

Хорошую заявку сделали израильтяне – выступили аккордно и успешно. Невозможно не залюбоваться метафорами, насладиться выверенностью слога у Людмилы Чеботаревой, Феликса Чечика и Феликса Купермана.

Порадовало и присутствие молодых, пусть пока и малым числом. Как, например, Марии Тимофеевой из Клина. Кстати, она в свои двадцать успела стать лауреатом премии имени Роберта Рождественского и победителем Решетовских встреч (проходят в Березниках Пермского края). Приведу ее стихотворение:

Во все четыре стороны беги - 

На краешке реки пузырчат ливень,

И хлябь небесная трезва - стучит в круги,

Взывает рёвом гром и топчет бивень 

Моих утрат и поисков надежд. 

Едва ли счастье в черенке у кармы.

Я верю в день, который чист и свеж, 

Но он не вписан в мусор календарный. 

Так они чувствуют этот мир – молодые.

Очень много про осень, почти у всех. Этот сезон, вслед за Пушкиным, неизменно продолжает вдохновлять. И было бы здорово привести в пример все находки, все реверансы поре «очей очарованья». Но этот труд громаден – выудить осеннее золото из такого количества участников конкурса. Свеж и ярок образ у Сергея Кривоноса из Луганской области:

Над бесконечностью полей

Висит прохлада дождевая,

И вьется нитка журавлей,

Разрывы облаков сшивая.

Нитка журавлей, сшивающая облака, - лично для меня эта картинка в небе будет отныне именно такой.

Или у киевлянки Анны Тащенко:

Город читает октябрьскую осень –

старой газеты свежайшие выпуски.

Неожиданным выводом завершается вроде бы обычное пейзажно-флористическое настроение у Юрия Полисского из Днепра:

А герб воинствующий свой

пусть сменит каждая держава,

чтоб главным символом по праву

в нём стал лишь ландыш полевой.

Или вот почти скороговорочная звукопись Никиты Рыжих из Новой Каховки:

Где голая щербатая луна 

глотала жадно чуткий шорох пороха

  и птичка, что порхала, вдруг от шороха 

упала вниз со страха — там Двина 

плыла вперед, чаруя племена 

людей и птиц, объятых властью молоха. 

Литовский друг — он враг в пустыне сполоха. 

Пылают русских воев знамена. 

И много, много таких авторов – с россыпью самоцветов, авторов, которые вытаскивают из глубин «великого и могучего» слова-изюмины, слова, которые вишенкой на торте. Все они подтверждают Сэмюэля Колриджа: «Поэзия – это лучшие слова в лучшем порядке».

В конкурсных работах превалирует пейзажная лирика. Что не ново и не удивительно. Любой поэт по сути – акын: что видит, то поет. Или, как сказал наш автор из Выборга Александр Клюквин, «разольется сердечной балладой созерцанье пейзажей родных». Сердечными балладами конкурс изобилен, что полностью соответствует его посвящению – дню рождения непревзойденного мастера пейзажа Сергея Есенина.

Есенинская тема отразилась в стихах двадцати трех участников конкурса. Стихи разные. Одни авторы сопереживают трагической судьбе поэта, другие славят его творчество, третьи признаются в любви к личности и божественному дару златокудрого рязанского соловья. Есть авторы, для которых имя Есенина как повод к философскому осмыслению жизни. В итоге получился разнотравный, яркий, душистый букет поэту. Россия помнит и любит, чтит и вторит Есенину, чьи поэтические образы живут и вдохновляют современников.

Шурыгин Андрей, Шведов Игорь, Шашко-Шаблинская Светлана, Тюкин Антон, Терпугова Алевтина, Сонин Сергей, Сидорченко Александр, Петров Павел, Московский Вячеслав, Маркова Ирина, Ларкина Любовь, Курилова Тамара, Колмогорова Натялья, Казакова Светлана, Желтогонова Анна, Глотов Александр, Воропаев Олег, Бочкарева Нина, Ботяковский Афанасий, Борисова Надежда, Бондарева Марина, Богданович Виктор, Апарченко Ирина – именами этих поэтов создана юбилейная есениада нашего конкурса.

Этот есенинский цикл также размещен на страничке Татьяны Жилинской. У каждого автора вы найдете свой золотник, каждый внес свою лепту в память о Сергее Есенине. Цитировать сложно, ограничусь лишь одной, ёмкой, строкой минчанина Афанасия Ботяновского:

Надрезаны вены,

Выпита грусть.

В петле – не Есенин:

Повесилась – Русь.

Собственно, итожить результаты конкурса – это не только расставить участников по ступенькам пьедестала. Это даже и не главное вовсе в нашем деле, хоть и важное для конкурсантов. Истинный барыш от конкурса нам никогда не суммировать в костяшках счет, ибо он лишь прогнозируется. Я имею в виду наших читателей, любителей поэзии, которым будет дарована на нашем сайте возможность питаться произведениями качественной поэтической кухни, прошедшей через пристрастное сито именитых членов жюри. Возможность знакомиться с новыми именами, следить за творчеством уже знакомых авторов, нарабатывать себе поэтического вкуса и чутья, удивляться, радоваться, ликовать восторгом – словом, наслаждаться «высшим родом искусства», как окрестил поэзию Виссарион Белинский. И никто никогда не подвергнет это сомнению, потому что выше поэтического слова слова нет.

Конкурс бесконечно порадовал тем, что показал: высокая русская словесность жива во всех пределах, пойдешь ли ты с запада на восток, с севера на юг. Она укоренилась на иных почвах, и не всегда черноземных. И мы своим конкурсом дали авторам трибуну для того, чтобы прозвучал их голос. И, полагаю, многие подпишутся под словами благодарности в наш адрес, высказанные поэтом из Израиля, нашим участником и лауреатом, Феликсом Куперманом: «Благодарен и признателен за оценку моего скромного участия в конкурсе, освящённого именем одного из самых прекрасных  поэтов России. Особая признательность организаторам, членам жюри, всем, кто причастен к благородному, подвижническому делу пропаганды новых ростков русской поэзии. Желаю Вам и всем участникам новых успехов в счастье слагать поэтические строки на любимом нами русском языке».

Зинаида САВИНА,

ведущая конкурса

Кострома, Россия

 

ПОДВОДЕНЫ ИТОГИ КОНКУРСА «СТРАНА БЕРЁЗОВОГО СИТЦА»

edd43e91e0829c1ff2ff0a140ba1253e-0  edd43e91e0829c1ff2ff0a140ba1253e-1

 


Страница 1 из 44