You are here:   Главная >>> СМИ о нас
СМИ о нас

Нормальные люди не утилизируют бабушку

1Фейсбук в нашей жизни – отличная площадка для народа выпустить пар и поломать копья. То, о чем СМИ упоминают одной строкой или вовсе молчат, ФБ обсуждает пламенно. Недавно шымкентцы массово озаботились судьбой старого железнодорожного вокзала в Туркестане – как бы он не пострадал в ходе реставрации, которая предстоит по поручению Главы государства. Раздавались самые скептические мнения насчет рьяных чиновников, приводилась в пример филармония, утратившая свой былой облик в ходе переделки. Ситуацию прокомментировал «Южный Казахстан», разъяснив, что вокзал останется невредим, что будет выстроен новый. Однако это не вполне успокоило людей. И меня это очень радует и… беспокоит. Именно в связи с проблемой сохранения историко-культурного наследия шымкентцы проявляют солидарную активность в сети. То крайне возмущены сносом здания пединститута, то здания коллегии адвокатов на Казыбек би, то бани на Туркестанской. Гневаются, приводят доводы, набрасывают версии, посылают сигналы SOS. Но результат один. И всегда тому находится обоснование, авторитетное заключение с приговором tertum non datum. Ни тебе общественных слушаний, ни открытых диспутов, ни референдумов, которые могли бы скорректировать решения и помочь увидеть проблему в ином ракурсе. При этом общественность в той ее части, которая реально могла бы менять ход событий, или непробудна, или анемична в действиях. Я не призываю к баррикадам – большей частью они бессмысленны, так как серьезные вопросы решаются не на улицах, их решают в кабинетах. Однако это не значит, что народ, жители города, должны оставаться пассивными наблюдателями того, как на их глазах меняют не в лучшую сторону, а то и вовсе разрушают их среду обитания. Собственно, об этом и хотелось бы поговорить – о роли общественности в сохранении культурного наследия.

2Вернусь к бане - она банным листом приклеилась ко мне, и все никак не могу смириться с тем, что ее нет.

В этом я не одинока, но не о слезах активных банщиков речь. Дело уже сделано. Просто хочется порассуждать над тем, стоила ли баня того, чтобы ее беречь, не встань она поперек проспекта Кунаева?

Да, баня не входила в список охраняемых государством строений. Она без метрики. Но за годы существования аккумулировала в себе историческую память нескольких поколений шымкентцев. Она помнила помывку бойцов, залечивающих свои раны в городском госпитале в военные годы; она парила, мыла, оздоравливала народ, лишенный такой возможности в домашних условиях; она стала базой для уникального шымкентского сообщества, именуемого ФБР - федерация банщиков региона. У бани есть судьба, сопряженная с тысячами судеб людей разных социальных пластов и наречий. Она была включена в культурно-бытовой социум. Тем самым баня приобрела мемориальную ценность без ценности архитектурной, с точки зрения которой она сарай и сарай, типовое строение совкового периода в самом утилитарном предназначении. Но нам грустно…

3Мы все чаще, особенно в условиях мегаполиса, сталкиваемся с подобными объектами: они не под присмотром государства, не включены в списки культурного наследия, но они в зоне симпатии больших людских масс. Они также и в сфере муниципальных интересов, и в бизнес-схемах городских хищников. Мы им, таким, как баня, симпатизируем, потому что по отношению к ним наша память становится как бы семейной, сродни черно-белым фотографиям из домашнего альбома, который перелистываем с теплым ностальгическим настроением. Мы нынешние устали от монолитной государственной памяти с ее устойчивыми символами и пропагандой (монументы, ансамбли и пр.) и постепенно уходим к простым, милым сердцу формам. Это может быть небольшой частный музей, уголок в парке, где была танцплощадка, ветхий городской особнячок, но зато в него захаживали такие персоны и происходили такие события! Нам важно то, где сохранился и живет подлинный дух места. То, что имеет характеристику аутентичности.

И эта другая - не официальная память - зачастую более устойчивая. Она теплая. Следовательно, связанные с ней объекты следует хранить как общественную скрепу. Не говоря уже о том, что такие места легко поддаются туристическому брендингу в силу их не казенного содержания. Но поскольку проехали, то разговор на будущее. В Шымкенте, слава богу, еще есть объекты советского наследия, обладающие подобной мемориальной ценностью, в которых застыла коллективная память поколений.

Стоит приглядеться к ним, обернуться во вчера, измерить глубину культурного слоя и не торопиться с бульдозером.

4Потому очень радостны позитивные подвижки в отношении ресторана «Арал», который город, кажется, намерен сохранить. И в этом я вижу как раз заслугу общественности, которая поднялась на защиту этого культового для зрелых горожан места не на уровне фейсбучных бла-бла-бла, а в виде обивания порогов, увещевания власть имущих и публичных выступлений. Так ведут себя настоящие градозащитники. А градозащитное движение я приравняла бы к правозащитному: те же благородные цели и те же формы борьбы. Защищается право человека на свое наследие, на свою историческую память, на свою культурную идентификацию. Это вынужденная самооборона от посягательств тех, кто недальновиден или чересчур алчен и хитёр.

Легко сказать, а как сделать, чтобы на спасение старины, как на амбразуру, бросались не только герои-одиночки? Для того чтобы человек захотел что-то защищать, он должен это что-то полюбить. А чтобы полюбить, надо знать, владеть информацией. Поэтому необходимой составной частью градозащитного движения является просветительство. В любой форме. Будь то публикации в СМИ, акции, мемориальные таблички на стенах, воспитательные программы в школах, краеведение. И, конечно же, экскурсии. Особенно для школьного возраста, чтобы в светлые детские головы вошли и укоренились в душах образы родного города, выстроенные на визуальных картинках. Чтобы они их заинтересовали, увидели в них историю и захотели ее сберечь.

5Нужно насыщать людей информацией о своем городе, его людях, чтобы из человека, которому все равно, забота которого ограничивалась пределами своей квартиры, начал вылупляться гражданин с чувством ответственности за что-то такое, что лично ему не принадлежит, но он осознает это как общее наследие.

Люди, которым с младых ногтей привили любовь к родному городу, показали его в контексте исторических перипетий, в лицах и событиях, повзрослев, однозначно не дадут его в обиду.

Поскольку я живу в Костроме, то мне проще сослаться на местные примеры.

Год назад я стала свидетельницей, как костромичи, старожилы и молодежь, встали на защиту Шаговского пруда. Пруд этот тянет свою историю еще с позапрошлого века. В кольце плакучих ив, с утками на глади, он был маленьким зеленым оазисом на перекрестке шумных улиц. Затем его изрядно запустили, и очень похоже на то, что намеренно. Ситуацией воспользовался депутат областной думы и незаконно получил разрешение на строительство какого-то коммерческого объекта. Народ прослышал и стал волноваться. В итоге под давлением общественности пруд защитили. Его благоустроили, к нему вернулись утки и люди. На открытии мэр публично признал роль горожан и поблагодарил их за неравнодушие и твердость в отстаивании своей позиции.

А они эту твердость действительно проявили. Помимо пикетов, цепочка действий была такова. Группа активистов создала комитет «В защиту Шаговского пруда», направила петицию губернатору и прокурору области. Для сведения информации в одну корзину, для привлечения новых защитников и для координации действий создали свой сайт. Добились встречи с руководством города и области. В конечном итоге скандальный вопрос был рассмотрен на заседании регионального парламента.

Я зауважала костромичей еще больше, когда узнала, что они таким образом отстояли березовую рощу и безнадзорный Дом культуры в рабочем поселке Заволжье.

6Очень серьезная проблема в градозащитничестве связана с новоделом. На очереди грандиозный проект по благоустройству в Шымкенте Старого города.

Архитекторы наперебой предлагают собственное видение этого, пожалуй, самого архаичного городского сегмента. И вновь тема стала широко обсуждаемой в социальных сетях. Озабоченных будущим Старого города убаюкивают тем, что применят стилизацию под старину. Может, действительно, страхи напрасны, и все будет в шоколаде. Но стоило бы помнить, что копия может быть очень хороша, но она не будет живой. Вообще, в этом деле складывается интересная ситуация. Например, никому не нужно объяснять ценность подлинных произведений живописи. Никому не вступит в голову выбросить из музея старинную, пусть и со следами времени картину известного мастера кисти, например, Левитана, и повесить на ее место свежую копию. Но когда ситуацию проецируем на архитектуру, получается запросто: старое - под снос, новое - возвести. А ведь у материального наследия есть такое измерение, как подлинность. И если оно не подлинное, то утрачивает непосредственную, живую связь с прошлым и превращается в имитацию. Создание копий вместо памятника разрывает нашу связь с прошлым, и оно перестает нас питать, так как копия не накопила в себе исторической памяти. К старине хочется прижаться, к новоделу - нет. И гораздо лучше оставить фрагмент исторических развалин и установить рядышком макет, как это было раньше - для наглядности и расширения кругозора.

О цитадели молчу. Но все понимают - это оселок. Именно этой исторической достопримечательностью горожане будут проверять, способен ли Шымкент шагнуть в будущее без потерь в культурном наследии.

Вызывает прилив оптимизма то, что на фоне грандиозных проектов реставрации городища не потерялся интерес к детской железной дороге - абсолютному раритету Шымкента. Ее инфраструктуру стали активно разрушать. И здесь общественность в силах повлиять на ход событий. Но для этого городу все же стоило бы создать общественную организацию по охране памятников истории и культуры по типу российского ВООПиК. Ее преимущества, в отличие от государственной структуры, в мобильности и наличии иных рычагов воздействия на ситуацию. Такая организация позволит активно вовлечь массы в градозащитную деятельность. Шымкент, позиционирующий себя городом с родословной в два тысячелетия, всерьез рискует утратить даже столетнюю историю - нечего будет предъявить ни туристам, ни тем более потомкам. Нам нужно начинать понимать, что старое заслуживает такого же уважения к себе, как пожилые люди. И я бы здесь сослалась на образное сравнение известной в России активистки, историка и журналиста, члена координационного совета общественного движения «АрхНадзор» Натальи Самовер: «Стремление уничтожить старину я бы сравнила с бабушкой. Она потеряла товарный вид, пользы от нее в семье никакой, одни расходы. Но ведь нормальные люди никогда не утилизируют бабушку. Они находят в ней массу достоинств, носителем которых является только она и больше никто. И боже упаси бабушку потерять, потому что тогда вся семья развалится - ведь в бабушке есть что-то такое, что объединяет всех со всеми. То же самое и с культурным наследием, и со старыми домами».

Зинаида
Савина

 

Когда поет народная душа

 1 2 34 5 6

РАБАТ, общественная газета, №21(824). 23 мая 2018 года

Уже не помню, кто сказал, что "Казахстан - это «плавильный котел дружбы народов". И это истинно так. Количество разных этносов в стране по разным данным колеблется от ста и выше, а в одной из речей президента прозвучала более определенная цифра: "В Казахстане в полном согласии проживают 126 национальностей". Более многонациональной республики не найти на всем бывшем постсоветском пространстве, и не случайно первомайский праздник "Единства народа Казахстана" столь понятен и близок всем и каждому.

Наша Южно-Казахстанская область более всех богата “вавилонским” национальным и языковым многообразием. На ее немалой территории мирно сосуществуют 108 этносов, больших и малых. Под эгидой Республиканской Ассамблеи народов Казахстана у нас работает около 20-ти этнокультурных центров, созданных для сохранения культуры, обычаев и традиций каждого живущего здесь народа. Вторым по количественной величине - после казахского - является славянский культурный центр, который сегодня стоит на пороге праздничного Дня славянской культуры и письменности. Не будем перечислять все славные дела этого культурного ценра, объединяющего русских, украинцев, белорусов, чьи предки по историческим или политическим причинам оказались в этих южных знойных краях. Хочется остановиться на одной “не разовой” культурной акции, проведенной в 2010 году - создание казачьего хора” Светоч”. Отцом-создателем и идейным вдохновителем этого народного хора был Юрий Георгиевич Кирюхин, бывший тогда председателем славянского культурного центра и главным редактором газеты “Южный Казахстан”. Сейчас славянский центр возглавляет его преемница Марина Анатольевна Лимаренко, но Юрий Георгиевич до сир пор не оставляет “Светоч” своим вниманием и попечением.

“Светоч” - в режиме реального времени

“ Всегда бы давали такой приятный редакционный заказ, - подумалось мне, - когда я впервые попала на репетицию хора. Вот, только что рядом со мной сидели, тихо переговариваясь, слегка подуставшие, - а дело было к вечеру - далеко немолодые степенные люди. Но стоило только им выйти на импровизированную сцену, встать в хоровую “стойку”... Куда делась усталость от дневных трудов? При первых звуках аккомпанирующего баяна все разом подтянулись, зажгли глаза и улыбки, включили настрой души - и запели так, как могут петь только люди с чистыми и светлыми помыслами. Или эти ясные мелодичные напевы могут так преображать человеческую сущность?

Музыкальный руководитель и хормейстер коллектива Гульжан Таджиевна Юнусметова говорит о своем хоре с нескрываемым теплом:

- Конечно, среди участников хора нет выдающихся певцов, да и не было такой сверхзадачи - создать профессиональный коллектив, предназначенный для большой сцены. Возраст моих подопечных - от 50-ти и до 83-х, но если кто и пропустит репетицию или концерт, то только по болезни. Такой самоотдаче и преданности делу можно только позавидовать. При этом - нагрузка у них очень нелегкая: три репетиции в неделю, помимо того, непременное участие в городских мероприятиях, нередкие выездные концерты, требующие и физического, и психологического напряжения... Но я заметила, если кто-то приходит к нам с искренним желанием и любовью к песне, то, несмотря ни накакие трудности, остается в хоре надолго, пока хватает сил. Я не устраиваю никаких экзаменов для желающих петь в хоре, хотя, вроде бы, надо брать только тех, кто обладает музыкальным слухом, чувством ритма, голосовыми данными. Я не могу никому отказать: для некоторых это очень важный вопрос гармоничной и насыщенной жизни на склоне лет.

В разгар репетиции перед хористами появился Юрий Георгиевич Кирюхин и взял слово. Он поблагодарил коллектив с недавним успешным концертом в Георгиевке. Передал благодарность от настоятеля Геогриевской православной церкви отца Филиппа и всех сельчан, на которых “Светоч” произвел неизгладимое впечатление. Пожелал хору успехов и в предстоящих концертах 19 и 20 мая, да и в последующих и грядущих. Заметил, что артистам еще рано расслабляться, так как впереди концерт 12 июня, завершающий серию Дней славянской культуры, творческое участие еще в одном мероприятии республиканского масштаба - автомотопробеге по странам Центральной Азии до Белоруси. Хору, понятно, надо только обязательно выступить с хорошей концертной программой, ведь организаторами этой грандиозной акции является Ассоциация русских, славянских и казачьих организаций Республики Казахстан, к которой “Светоч” причастен огранически и тематически.

Из беседы с Гульжан Таджиевной я узнала, что хор дейтвительно необходим, любим и востребован людьми, и отдыха, как такового, у них практически нет. “В этом году как-то поспокойнее, но в прошлом...нас куда только не приглашали. Выступали в Кентау, Туркестане, Ленгере, Ванновке, Манкенте, не говоря уже о праздничных городских мероприятиях. Мы поем и на Рождестово, и на Наурыз, и на День Победы, даже на День памяти Владимира Высоцкого нас пригласили... Наверное, наших слушателей подкупает именно естесственность, искренность и непосредственность исполнения песен, которые и сами по себе идут от чистых истоков народной души.

В “Светоче” сейчас поют 35 человек. Никто, кроме хормейстера и баяниста Анатолия Антоновича Евтухова не имеет музыкального образования. “Каким же образом вы разучиваете песни, справляетесь с многоголосием?” - поинтересовалась я.

- Помогают современные технологии, - смеется Гульжан. Я напеваю партии каждого голоса и рассылаю каждому, кому возможно, через WhatsApp и мои хористы их разучивают дома, а на репетициях все голоса сводим вместе и поем, пока не добьемся стройности и чистоты звучания.

В репертуаре хора более 70-ти песен - русские, казачьи, украинские и даже казахские. И национальный состав участников тоже не единообразен, эти песни с удовольствием поют и татары, и казахи. В “Светоче”, как в зеркале, отражен присущий нашей стране интернационализм - не показной, декларативный, а чисто человеческий.

Этот необычный хоровой коллектив стал неотъемлемой частью культурной жизни города. “Светочу” достались и признание городских властей, и зрительская любовь. В общем, проблем нет. Кроме... Зрители любят зрелища красивые и яркие, а как им устроить красочное шоу, если артисты с трудом сохраняют “жизнеспособность” своих ветхих народных костюмов, пошитых на заре “хорового” существования? Душевное содержание песен да обрамить бы в достойную форму... Где вы, меценаты?

Каждый из участников хора пришел в “Светоч” по разным причинам и разными путями. Вот как это случилось у Людмилы Павловны Саночкиной.

- По профессии я программист, от музыки и пения была далека - если и пела иногда, то только для себя. Совершенно случайно узнала, что есть такой хор “Светоч”, и пошла туда только из таких соображений: мол, скоро на пенсию, куда-нибудь же надо себя девать... Пришла - и теперь меня уже не оторвать. Признаюсь, я никогда не думала, что найду здесь столько хороших людей. Этот хор стал для нас вроде клуба единомышленников, необходимым для душевного общения - мы теперь встечаемся не только на репетициях и концертах. Может, громко сказано, но мы стали ощущать себя единой семьей, в которой тебя понимают. Незабываемо у нас прошел недавний День Победы. Конечно, мы отпели на празднике все, что положено, но потом было трудно расстаться, пошли в кафе и перепели там все песни военных лет. Такого яркого праздника для сердца у меня давно не было. И знаете, что очень важно, мы чувствуем свою необходимость для людей: бывало, поем, а нам начинают подпевать, подплясывать... Это так греет душу.

У хора сейчас напряженная праздничная пора. Репетиция закончилась четкими инструкциями руководителя по поводу ближайшего концерта на Машате: куда и к какому времени собраться, что взять, что не забыть... И “Светоч” заверил - придем и споем.

Елена Летягина

 
1
4
5
 

Не заросла к нему народная тропа

foto1

от 11 февраля

©ЭК/Ирина ГАЛУШКО

В Шымкенте прошел вечер памяти А.С. Пушкина. Великого русского поэта, ушедшего из жизни 180 лет назад, вспоминали участники творческой встречи, прошедшей в областной универсальной научной библиотеке его имени.

Открытие первой в Шымкенте библиотеки было приурочено к 100-летию со дня рождения Пушкина. Она распахнула свои двери 7 июня 1899 года. Власти уездного города выделили на обустройство книгохранилища 300 рублей. Еще 100 рублей ежегодно уходило на ее содержание. С каждым годом библиотека разрасталась и пользовалась у горожан огромной популярностью.foto2

Не пустует книгохранилище и в наши дни. Особенно людно здесь в дни творческих вечеров и встреч с уже известными и начинающими писателями. Традицией стало и проведение вечеров памяти, посвященных великому поэту, чье имя уже больше ста лет носит библиотека. Очередная встреча собрала представителей сразу нескольких поколений. Школьники, студенты, люди среднего возраста и пенсионеры – всех их объединяет любовь к творчеству солнца русской поэзии, которое и сегодня удивительно современно.

foto3– Такие вечера памяти проводятся с целью подвести участников встречи к осмыслению значимости поэта, – говорит один из организаторов вечера памяти, руководитель областного филиала «Ассоциации русских, славянских и казачьих организаций Казахстана» Юрий Кирюхин. – Мы бы также хотели, чтобы наши юные участники, посредством таких встреч развивали навыки выразительного чтения, познавательную активность и интерес к русской литературе.

На вечере звучала лирика, посвященная любимым женщинам Пушкина, которым великий поэт во многом был обязан творческим вдохновением, и знаменитые романсы, положенные на его стихи.

 

О спорт, ты - мир!

В Шымкенте прошла традиционная спартакиада среди этнокультурных центров, организованная Ассамблеей народа Казахстана ЮКО.

Легкая атлетика, футбол, настольный теннис, перетягивание каната, шахматы - традиционные виды спорта, в которых состязаются представители ЭКЦ. В командах - люди разных возрастов: от студентов до пенсионеров, профессионалы и любители, объединенные любовью к спорту.

Приветствуя участников, заведующий секретариатом АНК ЮКО М. Калмуратов подчеркнул, что спорт был и остается силой, способной объединить людей разных возрастов, профессий, национальностей, продвигать идеи мира и дружбы. В числе команд - представители славянского, иранского, узбекского, немецкого, чечено-ингушского, киргизского, уйгурского этнокультурных объединений. И пока на одной площадке областного легкоатлетического манежа шли футбольные баталии, рядом продолжались состязания в настольном теннисе, шахматах. Настоящей битвой титанов стало перетягивание каната. В финале сошлись команды славянского и чечено-ингушского центра. Соперники были одинаково сильны, и лишь доля секунды определила исход: победу присудили славянам. В легкоатлетических забегах не было равных иранцам. Победу команде принесли самые юные участники спартакиады - 15-летние С. Тагиева и  А. Ибадуллаев. В шахматах абсолютными лидерами стали Э. Зотова и Н.Бокк.

В общекомандном зачете Гран-при присудили иранскому ЭКЦ, первое место - у славянского ЭКЦ, второе - у узбекского ЭКЦ, третье заняли члены  кыргызского ЭКЦ.

А. МАСАЛЕВА

фото автора

aabb

cd

 

 

С уважением к языку и этносу

1a

Праздник у Дворца культуры г. Ленгера.

В 1996 году в Толебийском районе ЮЖНО – КАЗАХСТАНСКОЙ ОБЛАСТИ одним из первых был организован славянский центр, руководителем и вдохновителем работы которого стал П. Кравец, а с 2000 года председательствует в центре С. Шишкина, директор централизованной библиотечной системы района.

«Человек, не любящий свой этнос, свой язык, не будет уважительно относиться к другим», - любимое выражение Светланы Викторовны, и она старается сделать все от нее зависящее, чтобы это были не просто слова.

Славянскому центру в этом отношении, конечно, легче: русским языком владеют практически все, он востребован и любим многими, и в этом лишний раз убеждаешься, когда проводятся Дни славянской письменности и культуры.

На каждом празднике славянского центра обязательно проводится выставка прикладного творчества талантливых земляков - картин, изделий рукоделия, поделок из природного материала. Кстати, в районной библиотеке оформлена постоянная выставка, посвященная памяти первого директора этого заведения Р. Бурыгиной. Н. Казорина, ее дочь, передала в дар центру работы Розы Александровны, с которыми могут познакомиться все посетители.

Все районные мероприятия проходят с обязательным участием активистов славянского центра. Например, на день рождения Толебийского района центр решил отойти от привычного празднования и организовал встречу поколений «Славяне в Толебийском районе», куда были приглашены старожилы и заслуженные жители района и города, которые рассказывали о вкладе славян в развитие района, строительстве шахт, школ, больниц.

2a

Активисты славянского центра Толебийского района.

В прошлые годы в доме культуры проводился большой праздник для детей «Рождество», с потрясающей концертной программой в огромном празднично украшенном зале. Делалось это все, конечно, не без участия учителей и родителей, прихожан православной церкви. Подарки - мягкие игрушки, книги, фломастеры, сладости - приносили огромными пакетами, даже не называя имен. Сколько было счастья у детей - не передать словами, тем более что детишек на этот праздник приглашали из малообеспеченных семей и школ-интернатов.

Работниками центра проводятся и небольшие, можно сказать, уютные дружеские мероприятия, организатор и вдохновитель которых Л. Павлова. Людмила Сергеевна - педагог с огромным стажем, она активна и полна идей. Благодаря ей в музыкальной школе проводились рождественские встречи, в библиотеке - вечер «Истоки духовности».

Опора славянского центра - многопрофильная гимназия № 5, в которой работают талантливые педагоги и по-настоящему творческие люди. Начало совместной работы положила С. Хоменко, которая долгие годы руководила этой школой и активно помогала центру. Светлана Сергеевна уже ушла на заслуженный отдых, но добрые традиции и славные дела продолжает С. Бородина, нынешний директор.

Бесспорно, у центра есть и определенные проблемы, самая острая из которых - финансовая, отразившаяся даже на масштабности проведения Масленицы. Если в предыдущие годы ее праздновали в районном Дворце культуры, со всеми обрядами, угощали весь зал блинами и сладостями, а на сцене звучали частушки, загадки и прибаутки, обрядовые сценки, песни и танцы, проводили конкурсы, то теперь размах совсем иной. Проводы Масленицы проходят в библиотеке для воспитанников школы-интерната, хотя, конечно, ребятам без разницы, где царит веселье, они с интересом узнают об этом празднике, всем очень нравятся шуточные конкурсы, а особенно момент сжигания Масленицы.

Районный акимат выделяет деньги, вот с них центр и выкраивает на пошив или обновление костюмов, на скромные подарки ветеранам или юбилярам, а ведь хотелось бы помогать и нуждающимся, и одиноким пожилым людям.

3a

Слева вторая – председатель славянского культурного центра С. Шишкина.

Еще один вопрос - квартирный. Удивительно, но у славянского центра до сих пор нет своего угла. Члены центра мечтают о помещении, где они могли бы проводить собрания и репетиции, готовиться к масштабным празднованиям.

Тем не менее активисты не унывают, зная, с какой любовью к ним относятся жители области. Немалая заслуга в этом и известнейшего коллектива - семейного ансамбля Соболевых.

Творчество, постоянный поиск, талант сделали этот коллектив любимцем всего района, их выступления ждут все, вне зависимости от национальности, и благодаря им люди знакомятся с народным музыкальным творчеством славянских народов. Семейный ансамбль Соболевых - всегда желанный гость на областном празднике славянской письменности и культуры в г. Шымкенте.

Славянский центр выступает за налаживание культурных связей с Россией. Несколько лет назад в рамках Года России в Казахстане жители Ленгера получили замечательный подарок - концерт Пензенской филармонии. Чудесный праздник не оставил равнодушным никого в зале, и еще долго и пожилые, и молодые делились впечатлениями и эмоциями. К тому же в России издаются новейшие учебники по русскому языку и литературе, которые центр очень хотел бы видеть на своих библиотечных полках.

Представители Толебийского славянского центра признаются, что со стороны районной и городской администраций к работе центра отношение самое уважительное, не было еще случая, чтобы аким не пошел навстречу просьбам активистов центра.

А самая крепкая поддержка у славян - от других этнокультурных объединений. Все мероприятия, все значимые события представители культурных центров организуют и проводят вместе. «В этом и есть наша сила - в дружбе и желании помогать. Мы по-своему - маленькая страна, сплотившая разные этносы», - говорят те, для кого принадлежность к своему культурному центру не просто хобби, а призвание.

«Южный Казахстан»,№133(19770,суббота, 19 ноября.

Елена ЛЕВКОВИЧ

 

 

Медаль - одна на двоих

 

Российскую медаль «За любовь и верность» вручили двум южноказахстанским супружеским парам,7 прожившим долгие годы в крепком браке, своим примером демонстрирующим истинные семейные ценности.

В Шымкент эти медали также привезла И. Переверзева. Вручение состоялось в центре национальных литератур при областной библиотеке им. Пушкина. Украшением мероприятия стали песни о любви в исполнении казачьего хора «Светоч» областного славянского культурного центра.

Рассказывая о медали, Ирина Владимировна подчеркнула, что она появилась в 2008 году как награда лучшим супружеским парам России ко Дню семьи, любви и верности. Затем ее стали вручать и соотечественникам, живущим в других странах, тем самым подчеркивая, что вечные семейные ценности едины для всех народов.

Ходатайствовал о вручении медалей Шишкиным и Сидельниковым областной славянский культурный центр, и в Россотрудничестве и в Генконсульстве РФ в Алматы предложение с готовностью поддержали: пары эти действительно достойны награды.

8Александр Сергеевич и Наталья Ивановна Сидельниковы в феврале отметят 45-летие супружеской жизни. За столько лет, признаются они, чувства не утратили былую пылкость, а любовь и привязанность друг к другу стали крепче.

Познакомились молодые в Чимкенте. Он 18-летним юношей проходил практику, а после работал на фосфорном заводе. Наталья была студенткой. Все вечера она проводила на тренировках, всерьез увлекаясь спортом. Александр встречал-провожал любимую девушку. Служба в армии разлучила их на два года. Служил Александр на Дальнем Востоке. Письма летели туда и обратно. Сердце молодого солдата грела мысль о любимой девушке, а в нагрудном кармане лежала ее фотография. В Чимкент Александр возвращался с твердым намерением сделать предложение Наталье.

Родители молодых благословили.

- С первых дней совместной жизни мы, несмотря на молодость, были самостоятельными, на родителей трудности не взваливали, - вспоминают Сидельниковы. - Справлялись сами. Это нас и закалило. За два года построили первый наш дом. Потом и дети родились: дочка и сын. Как и сегодня, двери всегда были открыты для друзей — их у нас много.

Дружно, рука об руку, Александр Сергеевич и Наталья Ивановна подошли к очередному рубежу семейной жизни, став дедушкой и бабушкой четырех внуков. Недавно их семейное древо приросло новыми веточками – правнуками Матвеем и Маргаритой.

- Не загадывали, что будем правнуков нянчить, - признаются они. - Но какое они счастье! Поверьте, это еще большее наслаждение, чем внуки!

Главные традиции этой семьи — крепкие семейные узы.

- У нас и родители прожили в браке долгие годы, и нас всегда призывали беречь семью, друг друга, - говорят супруги. - Наши дети — продолжение этих традиций: дочь с зятем отметили 25-летие совместной жизни, сын со снохой – 19-летие. Надеемся, и внуки не подведут.

Инженер-радиотехник, физик до мозга костей, Александр Сергеевич все же оправдал общее с Пушкиным имя и отчество: пишет стихи, многие из которых посвящены любимой Наталье. Интернациональный состав друзей и соседей позволил ему прекрасно освоить казахский, узбекский, татарский языки. Наталья Ивановна в семье главный цветовод: нарядные клумбы у нее и на грядках, и на подоконниках в горшках. Любовь к пению пять лет назад привела ее в казачий хор славянского культурного центра. «Когда душа поет — ей нужно дать выход», - уверена она. Первый ценитель романсов в ее исполнении, конечно, любимый супруг. А вот на кухне они солируют практически на равных: оба прекрасные кулинары. В числе их совместных хобби — путешествия по святым и живописным местам юга Казахстана и просто ежевечерние прогулки по окрестностям.

Федор Николаевич и Светлана Викторовна Шишкины из города Ленгера Толебийского района прожили вместе уже 34 года. 9«Лучше его я в жизни никого не встречала!» - сказала она маме, прося ее благословения на брак. «Да ты и жизни-то еще не видела за свои 18 лет», - вздохнув, ответила мама. Но Светлана как в воду глядела: их счастливый с Федором союз лучшее тому подтверждение.

Они знали друг друга с детства, поэтому когда, еще будучи студентами, решили пожениться, в твердости своих намерений не сомневались оба. Сыграли студенческую свадьбу. Главе молодой семьи пришлось пойти работать, чтобы стать настоящим кормильцем. А Светлана успевала и сама учиться, и мужу переписывать лекции. Обосновались в родном Ленгере и даже мысли не допускали о переезде в Шымкент или куда еще: так любима была родная сторона, люди, окружавшие их. С 1988 года Светлана Викторовна возглавляет библиотечную систему Толебийского района, с 2000 года - еще и районный славянский культурный центр. Федор Николаевич много лет трудился инженером-механиком, сейчас профессионально занимается пчеловодством, став знатным в округе пасечником. Любовь к родному краю они привили и сыну Николаю, он, женившись, поселился рядом с родителями. В его семье подрастают двое мальчишек — Федор и Александр. В дружной семье Шишкиных две свекрови, две снохи.

- Все объясняется просто, - смеется Светлана Викторовна. - Моей любимой свекрови Прасковье Алексеевне в следующем году, даст Бог, исполнится 90 лет. Наш счастливый с Федором брак во многом ее заслуга. За что я не устаю ее благодарить. Беру с нее пример, какой надо быть свекровью, ведь теперь у меня есть своя сноха Милана. Нашим молодым всегда повторяю: почаще радуйте друг друга, дарите положительные эмоции, чтобы дом был согрет любовью.

Тогда будет неважно, какая погода за его стенами. Нужно думать не только о себе, но и о детях, которых вы должны вырастить вместе. Узнав о награждении их медалью, Шишкины растерялись: ведь столько пар вокруг, которые достойны такой награды не меньше их.

- Вот бы и у нас в Казахстане учредили такую медаль, ведь какие у нас замечательные семьи, многодетные, интернациональные, - рассуждает Светлана Викторовна.

Свою медаль Шишкины уже нарекли семейным оберегом. Этот талисман, решили они, отныне будет переходить от родителей к детям, охраняя любовь и верность.

А. МАСАЛЕВА

 


Страница 1 из 11