You are here:   Главная >>> СМИ о нас >>> В родниковой свежести чувств

В родниковой свежести чувств

Газета «Южный Казахстан» завершила публикацию стихов, присланных на V Международный поэтический конкурс «Родник поэзии есть красота», посвященный Дню славянской письменности и культуры. Честно сказать, в полном объеме конкурсные работы стали достоянием только членов жюри. Читателям поэтическую порцию урезали — газета не располагает возможностью публиковать всех авторов. А их нынче больше, чем вчера.

Дабы народ имел представление о нашем марафоне, дадим его в цифрах. Итак:

количество участников — 77, в том числе:

дальнее зарубежье — 4 (Израиль, Германия)

страны СНГ и Балтии: Казахстан — 15, Россия — 43, Беларусь — 5, Украина — 5, Узбекистан — 1, Таджикистан — 3, Литва — 1.

Призовые места сложились таким образом:

1 место — Олег Сешко, Витебск, Беларусь

2 место — Валентина Цырульникова, Шилово, Россия

3 место — Николай Голубош, Касимов, Россия.

Думаю, надо коротко представить лидеров. Начнем по порядку.

Стихи Олега Сешко мы опубликовали в первой поэтической подборке («ЮК» от 20 февраля). Он сразу стал смотреться главным не только в формате этой публикации, но и дальше — никто не встал с ним вровень по «качеству». Ясноглазый какой-то язык, незамыленный глаз. Дыхнуло именно Белоруссией, Полесьем. Но Сешко не только менестрель пейзажа, конечно же. Этого было бы мало для лидерства.

Белорусские участники — один к одному, интересные. Что минчанин Владимир Пилинога, что две Татьяны — столичная Жилинская и Шеина из Радошковичей. Звучат аккордно своим «васильковым словом». У Шеиной и вовсе выведена формула обретения душевного равновесия: «Когда мой тесный мир трещит по швам, его латаю ниточками строчек... Случайные мои, спасибо вам!»

О творчестве шиловского литературного объединения «Родники» (Рязанская область) наши читатели неплохо осведомлены. Еще бы — оттуда вышло несколько призеров конкурса. Валентина Цырульникова тамошняя. Хороший багаж у этого автора. Рязанцы вообще со своими традициями, их объехать тяжело. Это я к тому, что у Сешко было несколько серьезных соперников.

Обладатель третьего места Николай Голубош из Касимова. О себе ничего дополнительно не сообщает, но, судя по стихам, матерый. Опять же — с Рязанщины.

Хорошая заявка была сделана и украинскими авторами, и израильтянами. И нами, южноказахстанцами. Вот о наших на этот раз надо поговорить отдельно. Потому что стали активней по сравнению с прошлым годом. Это, во-первых. А во-вторых, выросли мастерством. Тут я прежде всего имею в виду укрывшегося на дачном массиве «Шубарсу» Тахира Талипова. Вот кто растет прямо на глазах! Считаю уместным познакомить читателей с одним из его стихотворений, поскольку Тахира мы не публиковали. Оно называется «Собачий цикл» (в сокращении):

Белла

Паутинки вьются где-то,

листопад и бабье лето,

осень бархатным сезоном забавляет.

Вот спешит, залаяв звонко,

натуральная болонка,

мне по-дружески хвостом своим виляет.

Прыгнув, лапою задела.

Неужели это Белла?

Ты щеночком глупым в мае затерялась.

Как же ты меня узрела?

А сама похорошела!

Белла, хватит! Не кружись.

Покрасовалась...

О! Хозяин твой имущий -

вон, ошейник дорогущий.

Мне понятно — жизнь витиевата.

Крик раздался властный: «Лада!»

Ну, беги уж, коли надо,

не оглядывайся, Белла, виновато.

Верна нашему конкурсу его давний призер Людмила Гордеева. На этот раз добавила своих красок в поэтический облик Шымкента: «Шымкент, ты цветущая персика ветвь, всегда обращенная к югу, быть вместе с тобой — словно песню пропеть...». И поскольку ее стихи тоже не попали в печать, познакомим с одним из них:

Вазочка

Есть связь предметов беспредметная,

для глаз невидимая связь,

живучая и незаметная

вещей обыденная власть.

Вот эта маленькая вазочка:

К чему ей помнить нас двоих?

Она ласкается, как ласочка,

и ластится в руках моих.

Она совсем не пустотелая,

вживлен в нутро ее магнит.

К чему стремилась и хотела я,

Как верный страж она хранит.

А вот надпись памятливая

Вмещает дату, имена …

и если многое забыла я –

напомнит вазочка сполна.

Не нарушая правил этики

и соблюдая этикет,

вбирала вазочка букетики,

считала каждый tеt-a-tеt.

А если явятся сомнения,

что это блажь, а может, чушь,

к ней не стереть прикосновения

и рук двоих, и двоих душ.

Фарфор расцвечивает влажно

округлой вазочки бока,

хранись, храни любовь отважно,

одна покуда, и пока.

С Тулеповым, Гордеевой, Овечкиным, Примаком мы встречались не раз в формате нашего конкурса. А вот с Сауле Алматовой знаемся впервые. Пишет доходчиво, являя миру рафинированную женскую поэзию с темой сыночка, мамы, папы. И природой любованье, конечно же. Вот фрагмент из ее «Осени в Шымкенте»:

Лето собирается в дорогу…

И не может скрыть невольной грусти.

На прощанье обожжет немного

Город наш веселый и отпустит.

Мило, трогательно. А в «Степи» звучат мотивы уже посерьезней:

Слушай друг, останови машину,

Посмотри - заходит солнца диск,

степь притихла... Дивная картина!

Ну, пожалуйста, остановись.

Там, где наши пропылят колеса,

В праздной суете мирских забот

Неизменна и неизмерима

По своим законам степь живет.

Охраняет ветхие преданья,

Эпосы о битвах древних дней.

Бережет покой в душе и тайны,

Тех, кто на земле и кто под ней.

И покойно думать, что когда-то

Тело распрощается с душой.

А душа прекрасным алым маком

Снова расцветет в степи весной!

Опыт — дело наживное. Главное — зрение души. И мы, надеюсь, не прощаемся с Вами, Сауле Алматова.

Теплых слов заслуживает и участник Великой Отечественной войны шымкентец Владислав Маркович Барановский, приславший нам свою подборку. В ней — любование родной землей человека, выжившего в военном пекле. И смотрите — какой образ-новояз: «Расшалился блудень воли — бойкий, резвый ветерок». Спасибо!

Вот, собственно, и весь шымкентский корпус, более-менее выдержавший жесткие критерии конкурса. Кстати, давайте-ка их вспомним, чтобы не было обид и непоняток типа почему меня забраковали. Критерии художественности в оценке присланного материала таковы:

1. Метафоричность языка, основанная на ее реалистичности и логичности смысла.

2. Логическая последовательность в выражении изображаемых явлений или переживаний.

3. Диалог с читателем лирического героя.

4. Интонационный слух, диктующий постановку многоточия или восклицательного знака.

5. Философская насыщенность стиха, определяемая либо начальным положением обстоятельств места и времени в одной из строф, либо завершением их вопросительным знаком.

6. Ярко выраженная динамика изображаемого, когда обязателен в многострофном стихотворении авторский конфликт (авторская установка).

7. Стройность композиции сюжета, подкрепляемая таким системным критерием, как сквозная (ые) буква (ы) – показатель зачастую небрежности работы со словом.

8. Многотемность стихотворений.

   - Системное сочетание этих критериев художественности применяется во всей полноте к произведениям поэтов-профессионалов, - поясняет председатель жюри конкурса профессор ЮКГУ им. М. Ауезова, автор лингвистического учения «Системный анализ художественного текста» Алия Кулумбетова.

Мы меряем наших участников той же мерой. То есть оцениваем их по степени приближения к профессионализму.

К слову сказать, сопредседатель нашего конкурса из Рязани Владимир Белов (секретарь Рязанской областной организации Союза писателей России) прислал свой отзыв: «Я очень ценю профессиональный подход профессора Кулумбетовой в анализе стихотворений». Дык! Алие Елеусизовне - полный кредит доверия.

А еще Владимир Леонидович сказал, что «люди полюбили наш конкурс и тянутся к нему всей душой».

Наконец, о тех, кому бить поклоны за полугодовое поэтическое причастие. Главные закоперные все те же — газета «Южный Казахстан» и областной славянский культурный центр. В активных помощниках — политический журнал «Единство в разнообразии», Рязанская областная организация СП России, Южно-Казахстанское управление культуры. И еще многие другие, о которых мы рассказали в феврале, публикуя условия конкурса.

Отдельная благодарность студентам и магистрантам кафедры русского языка и литературы ЮКГУ им. М. Ауезова, а также преподавателю к.ф.н. Айнуре Джунисовой, уже не первый год работающей с нами как член жюри де-факто.

А напоследок... Крылатку хохмача Михаила Генина: «Сколько замечательных поэтов среди тех, кто не пишет стихов!» На том и попрощаемся. До новых встреч!

З. САВИНА

04.06.2012

V_rodn_svej_chuvstv_p_cond