You are here:   Главная >>> Как у наших соседей? >>> Иранский дресс-код

 

Иранский дресс-код

1 2 3

Если вам попадется в руки журнал с выкройками одежды на всю семью, но при этом модели без лиц, а зона декольте и обнаженные руки тщательно заретушированы, то это, возможно, журнал иранских модниц «Кук», где цензура не дремлет и прячет то, что женщинам положено скрывать от чужого мужского глаза. Таковы правила игры, которые заставляют девочек с девяти лет, а то и раньше, закрывать волосы, руки до кисти и ноги по щиколотку. Так что брюки в комплекте с низкой туникой и платком – самый распространенный fashion look на улицах иранских городов. Или легкое покрывало, укутывающее тело от макушки до пяток, преимущественно черного цвета. Потому иранские дамы знают толк в макияже, ведь при такой жесткой «униформе» он дает единственную возможность подчеркнуть индивидуальность.

Тем временем иранки не всегда имели в своем гардеробе хиджаб с чадрой.

Точнее, было время, когда вовсе их не знали. В гардеробе персиянок (Иран до 1935 года называли Персией) значились такие наряды, в каких нынешние их сестры имеют возможность быть разве что на закрытых девичниках без права селфи. В общем, историю иранского костюма возможно рассматривать только в контексте конкретных исторических периодов, а их в совокупности насчитывается почти пять тысячелетий!

Надо признать, персияне охотно подглядывали одежду, и не только ее, у ассирийцев, вавилонян, фригийцев, лидийцев и других окрестных этносов, за что удостоились характеристики самого Геродота, что ни один народ не был так подвержен влиянию чужих нравов, как персы. Но они и сами поделились многим. В частности, древние персы, как и шумеры, первыми стали кроить одежду. В то время как все кругом драпировали себя кто в ткани, кто в шкуры, используя для подгонки по фигуре шнурки, тесемки, заколки и прочее, персы работали с лекалами, что спустя лишь столетия получило распространение в Европе.

В общем, завоевав и поработив соседние народы, добыв огромные богатства, персы быстро научились жить красиво, и этого им очень-очень долго никто не запрещал. Историки моды характеризуют одежду древних персов как роскошную, потрясающую воображение, которой завидовали и подражали.

Миниатюры XIII-XIV веков,
которые ныне хранятся
по выдающимся музеям мира, доносят до сегодняшнего
дня богатую информацию, какой была мода того периода.

Так, мужчины - преимущественно в халатах, схваченных в талии кушаком. Рукава длинные, сужающиеся к запястью, иногда с густым рядом пуговиц. Оторочены канвой и расшиты золотом. По бокам разрезы. На голове чалма из белой или полосатой ткани. Мальчики-подростки в остроконечных тюбетейках.

Женщины - в платьях с облегающим верхом и пышным низом. Голова убрана весьма своеобразно. Часть волос уложена на щеки плоскими бандо, вокруг лица - жемчужная нить. Остальные волосы заплетены в косы и убраны назад под платок. Очень характерна маленькая цилиндрическая шапочка, к которой прикреплена такого же цвета ткань, ниспадающая на спину.

И в мужских, и в женских костюмах того времени - свобода и изысканность, раскрепощенное изящество, что очень даже отвечало общему духу интеллектуальной атмосферы главных иранских городов и гедонистической поэзии кумира - величайшего персидского лирика Хафиза. Именно эти столетия, отраженные в литературе и живописи, надолго сформировали загадочный флер далекой Персии как райской страны и образ восточной красавицы - длинноволосой феи в полупрозрачном, богато украшенном драгоценными камнями наряде при исполнении зажигательного танца или томного возлежания на мягких цветастых коврах.

Разными путями дошли
до нас сведения о том, как
одевались в шафранном крае.

Настенная роспись, изображения на монетах, скульптуры и барельефы, книжная миниатюра и в обилии - заметки путешественников. К ним относятся и дневники выдающихся страноведов, и путевые заметки торговых людей. Как, например, русского купца Федот Котова, жившего в XVI веке.

Так вот, Федот Афанасьевич такими увидел местных жителей: «А платье персы и кизылбаши носят кафтаны озямные, кинъдячные и дорогилные, и кумачныя, и кутняные. А поясы круг себя носят великие кушаки, а поверх кушаков шалы вишневы. А на головах челъмы, на ногах чюлки да башмаки. А жонки ходят закрывшися в тонкие миткали - лиц и глаз не видать, а на ногах те же чюлки суконные, башмаки, а на иных бархатные чюлки. А у всех жонок штаны и у девок. А косы плетут долги до пояса и до пят. А косы плетут у иной две и три, и четыре и вплетают в косы чюжие волосы. Тем ся красят. А в ноздрях колца золотые с каменьями и з жемчюги. А исподнее платье - кафтаны уски и пелки наги. А по грудям и около шеи и по челу низан жемчюг на нитях».

Что касается перечисления автором кафтанов, так это все названия тканей персидского происхождения. Они были в обиходе у русских.

Например, киндяк - широко распространенная в то время ткань-набойка. Дорогила - полосатая или клетчатая ткань. Кутня - специальная ткань для верхнего платья. В общем, иранских элементов в деловом языке московского государства, активно торгующего с Персией, было предостаточно.

Как видим, исламский
дресс-код для женщин
к XVI веку уже появился,
что спустя столетия сильно огорчало Сергея Есенина в его ориенталистской теме («Мне не нравится, что персияне держат женщин и дев под чадрой»). И Велимира Хлебникова удручал вид персиянок: «Через забрало тускло смотрели …строгие, грустные девы ислама». Однако, казалось бы, незыблемое правило наглухо прятать женщин под одеждой прекратило существовать, когда в 1941 году в Иране к власти пришел шах Мохаммед Резе Пехлеви и задал стране движение на Запад. Мода среагировала мгновенно, одев иранцев по-светски. Юбки мини - на девушках, парни - в джинсах. И не поймешь с ходу, Европа это или Ближний Восток. Глаза отказываются верить, когда рассматриваешь фотографии или глянцевые журналы тех десятилетий. Светским государством Иран оставался до 1979 года, когда аятолла Хомейни объявил Иран исламской республикой и непроницаемо укрыл своих женщин текстилем.

Персидские ткани походили на произведения искусства. Появились мастера, которые специализировались на нанесении рисунка на ткань. В частности, сильное влияние оказала вышеупомянутая миниатюра - бархат и шелк украшались живописными бытовыми и военными сюжетами, сценами охоты, а также сюжетами из популярных сказок, мифов и легенд.

Конечно же, всему миру известно иранское искусство нанесения рисунка на ткань - неподражаемое калямкари, когда ткань оживает историческими достопримечательностями, домашними и дикими животными, цветами и арабесками, даже цитатами из творений персидских поэтов.

Персидский дресс-код изначально высоко поднял планку требований к одежде. Как начали роскошествовать за четыре века до нашей эры, так и продолжили на столетия вперед. Пока исламская республика не упростила его до аскетического звучания.

Зинаида
Савина