You are here:   Главная >>> Как у наших соседей? >>> Красный. Желтый. Зеленый

Красный. Желтый. Зеленый

5«Я встретил девушку, полумесяцем бровь, на щечке родинка, а в глазах любовь», - пел незабываемый тенор Рашид Бейбутов - великий сын курдского народа. В Советском Союзе он считался азербайджанским певцом, хотя рожден был в семье курдов. Но это к слову. А вот представить, как бы выглядела песенная девушка при встрече, весьма интересно. Условимся, что она - курдянка в национальном одеянии, ведь именно ему посвящаем этот материал. Тем временем красавицу описать совсем не просто. Для этого надо знать, из какого она региона, ведь курды разъединены, и обрести свое государство пока остается мечтой этого свободолюбивого народа. В общем, в зависимости от местности девушка могла быть в рубахе с жакетом и в шароварах; могла - в блузке и юбках (их всегда надевалось несколько); в легкой шапочке или объемной чалме; в платье с рукавами до пола или легкими нарукавниками на запястьях; укутанной шалью или в накидке из прозрачной вуали. Об одном можно сказать наверняка: родинка и полумесяцем бровь были доступны встречному глазу, так как курдянки никогда не закрывали лицо, несмотря на огромное давление мусульманских авторитетов в их окружении. Нация, прошедшая через матриархат, на генетическом уровне закрепила особую роль курдской женщины в обществе и доверие к ней мужчины. И хотя у курдов отношения между полами строги и выдержаны в консервативных традициях, курдянки отличаются разумным феминистским умонастроением.

ПОКА ЕЩЕ НЕ ЧИСЛИТСЯ В МИРОВЫХ КАТАЛОГАХ СВОДНОГО АЛЬБОМА, КОТОРЫЙ ДАВАЛ БЫ ПОЛНОЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЕ ОБО ВСЕМ МНОГООБРАЗИИ КУРДСКОГО НАЦИОНАЛЬНОГО КОСТЮМА из всех регионов проживания этого этноса. Он наглядно показал бы общее в частном и частное в общем. Пожалуй, первым занялся его изучением профессионально российский скульптор Каменский. Он по высочайшему повелению императора Николая II к 300-летию дома Романовых исполнил в фарфоре скульптуры представителей разных национальностей, проживающих на территории России. Серия из 74 фигур была выполнена на Императорском фарфоровом заводе в Санкт-Петербурге. Среди них и две статуэтки - курд и курдянка в национальных костюмах. Каждая скульптура с большой тщательностью рассматривалась и утверждалась комиссией, состоящей из научных консультантов в области антропологии и этнографии. Преследовалась точность не только в подборе элементов одежды, но и цветовой гаммы. Так что коллекцию можно рассматривать как научный труд. По этим фигуркам можно иметь представление о костюме курдов Нахичевани, Эривани и Кавказского Курдистана - регионов, присоединенных к империи. Там мужчины носили широкие штаны, жилет, яркого цвета накидку. Талия была схвачена широким поясом длиной в полтора-два метра, а в качестве головного убора - войлочная шапочка с обмотанным вокруг нее ярким головным платком - мэшки. Чалму обычно составляли не один и не два платка, а целых пять. Известный курдолог В. Никитин так описывал мэшки: «Широкие сгибы платка, собранные в перевязь, и длинная бахрома спадают в фантастическом беспорядке. У них (курдов - Авт.) чисто сарацинские черты, а черные блестящие глаза сверкают каким-то особенным блеском под таким головным убором». По-любому слово «мешок» пришло с Востока, и его этимология очень занятна.

Фарфоровая фигурка закавказской курдянки в подпоясанной рубахе, накидке и шапочке «кофи», обмотанной желтыми, красными и зелеными платками, поверх которых - легкий белого цвета. Как таковых украшений не имеется, но, само собой, закавказские курдянки их жаловали, как и все женщины мира. Помимо бус, монисто, браслетов, ожерелий и сережек, практиковалось украшение «карафил» - серебряный или золотой диск, продевавшийся в ноздрю, который со временем навсегда исчез из дамских шкатулок.

4ЧТО ХАРАКТЕРНО ДЛЯ ОБЩЕКУРДСКОГО НАЦИОНАЛЬНОГО КОСТЮМА - ЭТО НЕВЕРОЯТНО ЯРКАЯ ПАЛИТРА. Присутствовали ткани всех цветов и оттенков радуги. Смешение красного, желтого, синего, зеленого, вишневого, бирюзового, персикового, фиолетового было словно бы в компенсацию вековой грусти от бездомного существования под началом чуждых культур. Одевались по принципу чем ярче, тем лучше, чем больше красок, тем веселей жить.

При этом три цвета в одеянии курдов являются незыблемыми - красный, желтый и зеленый. Это дальний привет из их первоначальной религии - зороастризма. Как известно, в числе его постулатов триединство - «чистые помыслы - благочестивые намерения - благородные дела», которые и были обозначены соответствующими цветами. А потом им придали иную символику. Эти же цвета в дополнении белого присутствуют и во всех вариантах курдского флага. А также в платках, которые известны как «курдистана» (есть у них и другие названия) - аналог «арафатки» с кистями и геометрическим узором, но не черно-белого, а красно-желто-зеленого цвета. Авторство куфии («арафатка» - это в просторечии) могут присвоить себе все народы арабского востока, в том числе и курды, которые повязывают свою цветную курдистану отлично от арабов, стягивающих куфию обручем.

В НАЦИОНАЛЬНОМ КОСТЮМЕ КУРДЯНКИ ОТМЕЧАЕТСЯ ОЧЕНЬ СВОЕОБРАЗНАЯ ДЕТАЛЬ. ЭТО НАРУКАВНИКИ «ДАВЗАНГ». Они надевались поверх рукава платья или блузы, крепились тесемками у локтя и на запястье. Были из тонкой или прозрачной цветной ткани и очень красили наряд женщин. И почти нет сомнения, что именно эта деталь одежды курдянок шагнула в совсем иную сферу применения, став защитным средством в профессиональной деятельности.

Ушла к другим народам и традиционная обувь курдов - «клалаш». Это легкие и удобные мокасины белого цвета, верх которых связан крючком из шерстяной или хлопчатобумажной пряжи. Очень древняя обувка, а ныне популярный бренд в мировых каталогах. Она для сухого и жаркого климата. В современном варианте у клалаш кожаная подметка, а раньше ее делали из бесчисленных лоскутков, особым способом нанизанных на шнурок.

6ДАМСКИЙ ГОЛОВНОЙ УБОР ТОЖЕ СИЛЬНО ОТЛИЧАЛСЯ ОТ ТОГО, ЧТО НОСИЛИ ЖЕНЩИНЫ ИРАНА, ИРАКА И СИРИИ. Паранджа, никаб и чадра не для курдянки. В Сирии они надевали маленькую шапочку, украшенную серебряными или золотыми подвесками из монет, или же платок, который обвивала нарядная цепочка. Схожим был головной убор иранской курдянки, только она шапочку соединяла с платком, накидывая его поверх. А вот украшения были иными. Не монеты, а кованая цепочка (кирмак) либо с цветочным узором, либо узором, напоминающим фасоль.

Особенно удивителен кофи из гардероба курдянки Закавказья. Он выполнен из деревянного остова округлой формы и обшит тканью. И тоже обильно украшался монетами. А поверх кофи художественно наматывались платки, оставляя открытой его переднюю часть. Кофи сильно напоминает русский кокошник не только формой, но и украшением. Только в русском варианте с кокошника спускались нити жемчуга, а в курдском - позванивающее монисто.

Конечно, национальный костюм курдов, проживающих компактно в Иране, Ираке, Сирии и Турции, невольно в чем-то вторит костюмам коренного населения. Но никогда и нигде не ассимилировал с ними, оставляя главные общенациональные черты.

7ЯРКИЕ ДЕТАЛИ НАЦИОНАЛЬНОГО КОСТЮМА НИВЕЛИРУЮТСЯ ВРЕМЕНЕМ, УХОДЯТ В ПРОШЛОЕ. Костюм явственно приобретает черты общекурдского, что связано со становлением нового этнического самосознания и процессом европеизации. Так, мужской набор - пиджак «стархани», широкие брюки «сервал», пояс «пштен» и туфли «клошаш» - можно считать усредненным современным вариантом. При этом стархани, будучи по виду чем-то средним между рубашкой и пиджаком, ближе к последнему: стало плотнее, с лацканами, карманами и жесткими плечами. Так что вызывающее юмор выражение «заправить пиджак в брюки» для курдов абсолютно приемлемо.

ОСНОВОПОЛОЖНИК АРМЯНСКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ, ЭТНОГРАФ ХАЧАТУР АБОВЯН В XIX ВЕКЕ ТАК ОПИСАЛ СОВОКУПНУЮ ВНЕШНОСТЬ КУРДА: «Курда можно отличить с первого взгляда по мужественной, важной и полной выразительности осанке, наводящей в то же время невольный страх; по его гигантскому росту, широкой груди, богатырским плечам. Кроме того, отличительные черты курда: большие огненные глаза, густые брови, высокий лоб, длинный согнутый орлиный нос, твердая походка, словом, все принадлежности древних героев». Добавьте к этому мужественному облику яркое цветное одеяние, и выйдет портрет мужчины, которому нынешнее время дало дефиницию - мачо. И женщина рядом с ним под стать. Физически красивый этнос, национальной чертой которого можно считать неистребимый оптимизм самых ярких тонов, который сочно проявился и в радуге их национального костюма.

ПОДГОТОВИЛА Зинаида САВИНА