Высоцкому и сегодня было бы о чем спеть

 

1Наверное, я был слишком мал, чтобы воспринять творчество В. Высоцкого при его жизни. Да и серьезную восприимчивость песен и стихов барда оттесняла великая любовь отца к поэту. В домашней коллекции были собраны все пластинки, выпущенные при жизни Владимира Семеновича и после. Его песни звучали в нашем доме почти ежедневно. Было ощущение, что певец стал нашим родственником. Но понимание того, что хотел сказать Высоцкий, все же пришло. Намного позже, когда я, будучи учеником старших классов, от нечего делать стал читать его сборник «Нерв». В чем же феномен Владимира Высоцкого? Наверное, в том, что любое время, в том числе и наше, нуждается в правде и подлинности. А песни-монологи Высоцкого - это живое свидетельство поколения, откровенно говорившего с современниками и оставлявшего «послания» потомкам. Время это подтвердило. Высоцкий столь же популярен в наши дни, как и в прошлом. Но осознанно с творчеством Владимира Семеновича я столкнулся именно в Шымкенте.

ТРАДИЦИИ ПРОВОДИТЬ ВЕЧЕРА ПАМЯТИ В. ВЫСОЦКОГО В НАШЕМ ГОРОДЕ БОЛЬШЕ 20 ЛЕТ. Все начиналось в зале клуба «Ил-22». Первые встречи не были массовыми. Скорее, они были похожи на литературно-музыкальные вечера для небольшого круга людей, знающих друг друга. Со временем эти традиционные встречи начали проводить в русском драматическом театре. А гостями и зрителями стали не только посвященные, но и простые горожане. Желающих посетить 25 января театр с каждым годом становилось все больше. И это связано не только с тем, что творчество В. Высоцкого весьма популярно и где-то даже модно. Высоцкий для Шымкента стал маленькой, но очень яркой страницей в истории города. Впрочем, как и области. Но обо всем по порядку.

Сегодня в России имя В. Высоцкого стало своеобразным национальным брендом. Повсеместно проводятся различные мероприятия как в день рождения, так и в день смерти. В регионах создаются частные музеи.

В Казахстане трепетно чтут Владимира Семеновича, пожалуй, только в Шымкенте. И связана эта память с его неоднократным пребыванием в нашем южном городе. По воспоминаниям М. Цыбульского, человека, который всю жизнь скрупулезно изучает жизнь и творчество Владимира Семеновича, артист был в Шымкенте три раза.

«В ноябре 1963 года Высоцкий пришел в Театр киноактера поговорить с приятелем, артистом Михаилом Туманишвили. В буфете театра к ним подошел администратор калмыцкой филармонии Войтенко и предложил отправиться в гастрольную поездку по городам Сибири, Алтая и Казахстана. Таким гастролям позавидовал бы, наверное, сам Остап Бендер. Давая сеанс одновременной игры в Васюках, Великий комбинатор все-таки знал, как передвигать фигуры, и некоторое время выглядел вполне благополучно. Московские же друзья к поездке не подготовили ничего, так что на первых выступлениях Туманишвили читал отрывок из прозы, выученный еще в студенческие времена, а Высоцкий исполнял несколько стихотворений Маяковского. Потом, когда обнаружилось, что у Высоцкого случайно оказался с собой томик Чапека, коллеги инсценировали один из рассказов чешского писателя», - вспоминает Марк Исаакович.

В Казахстан, как позднее вспоминал М. Туманишвили, они приехали в начале февраля 1964 года. Выступали в Чимкенте, Темиртау, Мангышлаке, Гурьеве, Джезказгане, Караганде. Выступали почти каждый день и сумели кое-что заработать. Высоцкий даже смог позволить себе приобрести пальто. «Пальто ему, правда, было немного великовато - размера на два больше, - рассказывал М. Туманишвили. - Однако Володю это нисколько не смущало. Напротив, он говорил, что, дескать, хоть просторно, зато теплее».

ПРОШЛО БОЛЕЕ ШЕСТИ ЛЕТ, И В АВГУСТЕ 1970 ГОДА ВЫСОЦКИЙ СНОВА ПРИЕХАЛ В КАЗАХСТАН.

На этот раз он в основном выступал в Чимкенте. Чимкент 1970 года отличался не менее разительно, чем приехавший туда Высоцкий от самого себя шестилетней давности. Теперь на его счету были роли в фильмах «Вертикаль», «Служили два товарища», «Опасные гастроли», крупные роли (в том числе роль Галилея) в спектаклях Театра на Таганке. А песни его знала, без преувеличения, вся страна. «На концертах Высоцкого побывало около десяти тысяч зрителей Чимкента, Кентау, Белых Вод», - сообщала газета «Южный Казахстан» 1 сентября 1970 года. В библиотеке Высоцкого есть книга, подаренная ему казахстанскими зрителями. На ней надпись: «Уважаемый Владимир, студия «Бригантина» приветствует Вас в нашем городе! Вы нам определенно нравитесь! 31.VIII.70 г., Чимкент». Кроме тогда еще областного центра, Владимир Семенович дал концерты в Кентау и, по некоторым данным, в Белых Водах. А поздней осенью 70-го Высоцкий вновь был приглашен в Чимкент. Это был коммерческий «чёс», который доставил практически всем участникам массу неприятностей.

После последнего гастрольного турне не обошлось и без расследования финансовой деятельности Высоцкого, что случалось частенько и в других местах. В источниках есть воспоминания старейшего работника органов внутренних дел Бориса Абрамовича Волгина, который очень подробно рассказал, что в то время он, как инспектор ОБХСС, проводил предварительную проверку по факту проведения концертов вне программы гастролей. Ставился даже вопрос о возбуждении уголовного дела в отношении Владимира Семеновича. Но потом кто-то сверху нажал, и дело спустили на тормозах. Однако устроители этих гастролей в Чимкенте после долгих разбирательств и судебных тяжб все же были наказаны.

2О НАШЕМ ГОРОДЕ ВЛАДИМИР СЕМЕНОВИЧ ВПЕРВЫЕ УЗНАЛ В 1963 ГОДУ, НАХОДЯСЬ В АЛМА-АТЕ НА СЪЕМКАХ ФИЛЬМА «ШТРАФНОЙ УДАР». ВОТ ЧТО ОН ПИСАЛ СВОЕЙ ЖЕНЕ ЛЮДМИЛЕ АБРАМОВОЙ 29 ЯНВАРЯ 1963 ГОДА

ГОДА (пунктуация и орфография сохранены): «...Ездил на казахском мустанге. Он скакал с пика на пик. Упасть я не упал, но ноги натер. Казахи сказали, что из меня выйдет «сыльно хороший джигит». Да! Лапа! Какая жалость. У нас на концерте был секретарь обкома Чекмента (это 400 км отсюда). Он воспылал нежностью и написал письмо главному зоотехнику, чтобы он мне продал 20 каракулевых шкурок по 5 руб. Это жуткая дешевка. Но… увы, туда ехать 10 часов. А нас не пускают. Вчера уговаривали начальство. Оно - ни в какую. Видимо, завидуют. Я в расстройстве! Убывает состояние...»

В 70-80-ых годах прошлого столетия популярность Высоцкого в Чимкенте, впрочем, как во всем бывшем СССР, была бешеная. Один из таких всплесков популярности пришелся на период горбачевских «перестройки и гласности». Как вспоминает заслуженный учитель РК М. Дикань, в 85-ом или 86-ом году в актовом зале Чимкентского педагогического института студенческий профком совместно с комитетом комсомола вуза организовали и провели вечер памяти В. Высоцкого.

На вечер пришли не только студенты всех факультетов института, но и бывшие выпускники. В первой половине читались стихи и исполнялись песни Владимира Семеновича. Затем один из активистов института вышел на сцену и после короткого спича стал приглашать присутствующих высказаться о творчестве поэта, барда и артиста. Однако в зале наступила полнейшая тишина. Советские студенты того времени хоть и были уже раскрепощены в свободном выражении мысли, но все еще боялись. Чтобы спасти ситуацию и разговорить участников, слово взял М. Дикань.

Выйдя на сцену, Михаил Евгеньевич, будучи сыном театрального артиста и зная законы жанра, сказал: «Кто такой Высоцкий? Разве это поэзия? А песни? Голоса нет, мелодии похожи друг на друга. Стихи так себе!» Провокация удалась. Зал оживился, на трибуну, невзирая на присутствие не только преподавателей, но и комсомольских и партийных деятелей института, стали подниматься студенты. И каждая речь о творчестве Высоцкого звучала из уст будущих преподавателей как последнее слово адвоката в защиту гения. Выступления затянулись до темноты.

КСТАТИ, О ТОМ, ЧТО ПЕСНИ ВЫСОЦКОГО ЗНАЮТ И ПОЮТ В КАЗАХСТАНЕ, ПИСАЛ И САМ ПОЭТ. ИЗ ПИСЬМА В. ВЫСОЦКОГО ЖЕНЕ ЛЮДМИЛЕ АБРАМОВОЙ, 13 ЯНВАРЯ 1963 ГОДА:

«Здесь поют мои песни. Встретил Айманова. Это он привез. Правда, все имена изменены на казахские». С тех пор прошли годы, но память о Высоцком в Шымкенте жива до сих пор. В 2003 году на входной арке Центрального парка в торжественной обстановке была установлена мемориальная доска. Событие это происходило при непосредственной поддержке прежних властей Шымкента, отмечавших тогда Год Казахстана в России. Мемориальная доска памяти Владимира Высоцкого стала свое-образной достопримечательностью самого южного города Казахстана. В конце концов, ничего подобного нигде в Центральной Азии не было. Однако нашелся внимательный радетель законности, известный «битломан», узревший в тексте нарушение Закона «О языках». По его инициативе доска на долгое время была демонтирована. Потребовалось вмешательство обеспокоенных возникшей ситуацией высокопоставленных руководителей из Астаны и Москвы, чтобы власти Шымкента с извинениями вернули ее на место. На это потребовалось чуть больше часа. Но во время реконструкции Центрального парка доску снова сняли, пообещав обязательно вернуть ее на место после проведения всех работ. Но, увы... Обещанного шымкентские поклонники Высоцкого ждут уже более трех лет. Справедливости ради надо сказать, что мемориальные доски, напоминающие о пребывании Владимира Семеновича в Шымкенте и области, сегодня установлены в холле гостиницы «Ордабасы» (бывш. «Восход»), где он проживал, и на фасаде здания бывшего Лектория в городе Кентау Туркестанской области, где Высоцкий в конце лета 70-го дал два концерта.

В НОВОМ 2019 ГОДУ ГЕОГРАФИЯ МЕРОПРИЯТИЙ, ПОСВЯЩЕННЫХ ТВОРЧЕСТВУ «НЕРВА ЭПОХИ», РАСШИРИЛАСЬ. В НЕСКОЛЬКИХ ШКОЛАХ И КОЛЛЕДЖАХ ШЫМКЕНТА И ТУРКЕСТАНСКОЙ ОБЛАСТИ ПРОШЛИ КЛАССНЫЕ ЧАСЫ О ТВОРЧЕСТВЕ В. ВЫСОЦКОГО.

По инициативе газеты «Южный Казахстан» впервые за долгие годы был проведен концерт во Дворце культуры Кентау. Надо выразить огромную благодарность организаторам и участникам вечера, подарившим кентаусцам праздник души и воспоминаний.

Почтили память поэта и актера в теперь уже шымкентском городском русском драматическом театре. Два дня «в своей колее» на сцене при полном аншлаге прошли представления со стихами и песнями Высоцкого. Хотелось бы отметить хорошее чтение произведений. Поэтическая часть была безупречна. Стихи читались с душой, эмоционально и максимум в двух октавах. В исполнении песен не надо подражать Владимиру Семеновичу. В мире только один Высоцкий. Да и Димаш Кудайберген со своими пятью октавами уникален. Как сказал руководитель ансамбля русских народных инструментов А. Коротков, варианты использования музыки Высоцкого широки: она такая же гениальная, как и его стихи. Для певцов не самым худшим примером исполнения песен Владимира Семеновича является российский актер С. Безруков. По-настоящему зритель окунулся в смысл песен Высоцкого, когда на сцену театра выходили А. Мельникова, Л. Лазарева, А. Шаймерденова. А Г. Петреченко предложила очень хороший микс, исполнив «Колыбельную» чтением и пением. Особо хочется отметить художника сцены С. Роменскую. Ее идея оформления сцены - все творчество Высоцкого: кино, стихи и песни.

КУЛЬМИНАЦИЕЙ ТЕМЫ «ВЫСОЦКИЙ В ШЫМКЕНТЕ» СТАЛ СПЕКТАКЛЬ «РАЙСКИЕ ЯБЛОКИ».

». Московские гости приехали на юг Казахстана по приглашению шымкентского дома-музея Высоцкого в лице директора и хранителя М. Садыкова. Именно благодаря этой постановке, которая идет на различных театральных площадках мира уже много лет, зритель проникается той атмосферой, которая была вокруг Высоцкого при жизни.

«Москвичи мне понравились очень. Понравилось все: режиссерская концепция, световое и цветовое оформление, оба исполнителя и подбор песен. Единственное, что очень сильно раздражало, это наши дикие невоспитанные чимкентские зрители. Уже полчаса идет представление, а они все прутся и прутся, и прутся. Да хоть бы как мышки, а то открывают настежь дверь, впуская ненужные пучки света, выясняют свои места, шумят. Многие с телефонами, у которых светятся экраны. Это тоже очень сильно мешало восприятию», - сказала после спектакля завсегдатай вечеров Высоцкого в Шымкенте Т. Руяткина.

Сегодня в Шымкенте идут споры. Нужен ли Высоцкий городу в том варианте, который предлагают поклонники его таланта. Скорее да, чем нет. Но возносить тоже, наверное, не стоит. У М. Садыкова который год есть планы по открытию полноценного музея. Благо имеется большое количество экспонатов, в том числе уникальных. Но нет помещения. «Хотелось бы поставить актеру скульптуру на аллее Центрального парка, где он пел в 1970 году. В этом отношении есть хороший пример карагандинцев, которые увековечили память о Викторе Цое. Но удовольствие это дорогостоящее», - говорит М. Садыков. Быть может, в этом вопросе надо надеяться не только на помощь городской администрации и местных меценатов. Возможно, дело, задуманное Марсом Раифовичем, сдвинется с места, если с предложением об увековечивании памяти барда в памятнике и музее в Шымкенте энтузиасты обратятся в фонд им. Высоцкого, который возглавляет сын поэта. Быть может, при поддержке фонда на межгосударственном уровне и удастся сделать то, о чем мечтает М. Садыков и шымкентские поклонники творчества Владимира Семеновича. Нельзя сказать, что творчество Высоцкого вызывает огромный интерес у современной молодежи. Хотя отрадно, что много парней и девушек приходят на вечера памяти. И сами их организуют. Большую роль в популяризации творчества Высоцкого могли бы сыграть его стихи и песни, переведенные на казахский язык. Но таких переводов нет. Да и, как говорят специалисты, очень трудно переводить Высоцкого, сохраняя его стиль и смысл стихов и песен. Однако несомненно то, что для нескольких поколений шымкентцев Высоцкий - это легенда и вполне живой человек, сумевший заговорить с читателями и слушателями на понятном языке на интересующие их темы. Владимиру Семеновичу и сегодня было бы о чем спеть. Именно поэтому в Шымкенте и Туркестанской области до сих пор звучат его стихи и песни.

Владимир ПРИВАЛОВ