You are here:   Главная >>> Как у наших соседей? >>> В бисерном калфачке на мозаичном каблучке

В бисерном калфачке на мозаичном каблучке

Татары – понятие широкое. Они и приуральские, и сибирские, и среднеазиатские, и дальневосточные. И везде исторически сложились свои особенности национального костюма. Однако он в основных чертах сформировался у поволжских татар в предыдущие полтора века. С ним и познакомимся поближе.

История народного костюма

4Монетная шапочка как головной убор рано вышла из повседневного быта казанских татар и была практически полностью заменена на калфак. Этнограф Николай Иосифович Воробьев в фундаментальном труде «Казанские татары» называет его колпаком – по созвучию. Так что колпак как излюбленный вид домашней одежды русской знати прямиком из тюркского мира. «Но старый мой колпак изношен, хоть и любил его поэт», - вспоминает Пушкин.

Калфак вязали из белых ниток на спицах вкруговую, что называется «чулком», длиной до семидесяти сантиметров. В комплекте с ним носилась налобная повязка, которая и являлась его основным украшением.

«Как вам к лицу кокетливо чуть сбитый Калфак красивый, бисером расшитый!» - писал классик татарской литературы Габдулла Тукай. Но он любовался уже другим, не вязаным калфаком, а из мягких тканей с крупным золотошвейным узором, с золотой или серебряной бахромой, свисающей на лоб, а то и до самых плеч. Покачивающаяся масса сверкающей металлической бахромы, местами унизанной бусинами и жемчугом, создавала при движении шумящий эффект, вторя легкому позвякиванию закрывающих волосы накосников, а также длинных сережек и воротниковых застежек с подвесками. Звонкими были поволжские татарочки!

Ни одна из них не прошла бы через раму в аэропорту. Особенно в перевязи – уникальном украшении татарских женщин. Она называется хаситэ и выглядит как лента, перекинутая через левое плечо под правую руку. Собственно, это необычное украшение, трансформированное в наградную ленту, прижилось на века. Самый простой вариант – для победителей конкурсов, спортивных и профессиональных соревнований. В таких щеголяют выпускники школ на последнем звонке. Когда-то лента была деталью сановьего костюма.

В общем, татарская хаситэ продлила себе жизнь в веках. Она была богато украшена ювелирными изделиями, которые начинали собирать для девочки со дня ее рождения. Это не простое украшение, а одновременно и оберег (все украшения в архетипе имели эту функцию), и личное имущество женщины, ее капитал. В специальной коробочке, пришитой к хаситэ, хранились суры из Корана.

4aМного весила татарка в хаситэ и дорого стоила. В книге «Казанские татары» автор скрупулезно калькулирует стоимость всего, что надето на женщине. О перевязи пишет так: «С камнями, с жемчугом, с империалами стоит до 3000 рублей». Поистине про татарку можно было сказать «все свое ношу с собой», самое ценное было при ней.

Ювелиры – комешче – обычно работали по индивидуальным заказам, потому так разнообразны татарские украшения, собранные музеями. Особенное значение придавалось изделиям с бирюзой. Ее символика связана с древними восточными поверьями: будто бы бирюза – это кости давно умерших предков, и ее правильное созерцание делает человека счастливым.

Достигнув зрелого возраста, татарская женщина отдавала свои дорогие украшения, эти массивные перстни, браслеты, серьги, поясные бляшки, накосники, богатые воротниковые застежки с подвесками яка чылбыры дочерям и молодым родственницам, чтобы вновь, как в девичестве, вернуться к простым украшениям.

В одежде татарской женщины была еще одна уникальная деталь, срезонировавшая на мировую моду. Это нижний нагрудник. Он был неотъемлемой частью женской одежды с глубоким вырезом и служил прикрытием бюста. Его шили из прямоугольного куска материи, надевали под платье и крепили лямочками к шее и плечам. Центральная часть нагрудника вышивалась цветочным узором. В орнаменте часто присутствовала восьмиконечная, или вихревая, розетка – солярный знак. Этот нагрудник послужил прообразом манишки, завоевавшей одно время подиумы самых модных кутюрье. В них из легчайшего газа щеголяли советские девушки в шестидесятых.

Что до мужчин, то их самым ярким визуальным украшением была, пожалуй, лишь тюбетейка. Она выступает таким же этническим маркером, как и чак-чак с гармонью и калфаком. Этот головной убор появился у татар в качестве подшлемника для средневековых воинов, имел конусообразный верх и был простеган конским волосом – очень гигроскопичным материалом, предохраняющим от гниения.

Однако эту тюбетейку в XIX веке практически вытеснил каляпуш в виде низкого усеченного цилиндра с твердым околышем и плоским верхом, к которому горожане крепили кисточку. Это была дань турецкой феске. Хотя само слово из персидского языка, где «каля» - голова, «пушидан» - прикрыть.

Знаменитые татарские ичиги – отдельная национальная гордость. И если знаменитые русские сапожки «шиты золотом», то татарские сделаны в технике мозаики – каюлы кун - из разноцветных кусочков сафьяна и юфти с применением уникальной техники ручного шва.

Самым крупным производителем и торговцем узорной обуви был казанский купец второй гильдии Мухаммадзян Галеев. Десятки моделей продавались в торговых лавках Казани, Уфы, Троицка, Петербурга, Москвы, в городах Сибири и Азии. Вывозились на самые рейтинговые ярмарки – Нижегородскую, Ирбитскую, Мензелинскую, Симбирскую. Были удостоены многих наград, в том числе Большой золотой и бронзовой медалей Европейского общества наук в Париже, серебряной медали Всемирной Парижской выставки и выставки в Чикаго. Славная история у татарского каблучка.

В татарских пословицах, связанных с одеждой, есть такая:

«Ыштаныбыз кармазин – дингез суы тубыктин», что переводится как «Штаны кармазинные – море по колено». Понятно, речь идет о мужском костюме и мужской «удали». Что это за штука – кармазин, и почему она способствует залихватскому поведению? Кармазин – это сукно красного цвета по названию самого красителя, который в персидском языке называется «кермез». Добывают его из самок насекомых, сборное название которых – кошениль. Они напичканы карминовой кислотой.

Добывать «кошенильного червеца» стоило большого труда, потому окрашенная им ткань стоила очень дорого и была доступна лишь богатеям. Которым, судя по пословице, многое дозволено.

Вот такой он – татарский национальный костюм. Со своими блестками и пайетками, потайными стежками, секрет которых еще предстоит раскрыть; скроенный по уникальным лекалам, подсмотревший кое-что у других, но и щедро поделившийся с соседями. А главное – себя уберег.

Надо отметить, что национальное татарское одеяние, каким его позиционируют сегодня, сильно осовременилось, сбросило с себя архаические черты и обрело довольно стилизованный вид, достигнув этнического минимализма.

При этом историки моды отмечают, что наибольшую аутентичность татарского костюма сохранили кряшены - крещеные татары, небольшая субэтническая группа, проживающая в основном в Татарстане. Они придерживаются христианских традиций, но в молитвах обращаются к аллаху, чем сбивают с толку этнографов. Этот маленький народ умеет передавать традиции от старших к младшим, поэтому кряшены до сих пор знают, как вызывать дождь, заговорить грозу, помнят и знают народные песни и промыслы. Уберегли от новомодья и свои наряды, так что за глубокой историей народного костюма – это к ним. Например, с монетной шапочкой такья казанские красавицы распрощались еще в позапрошлом веке, а кряшенские барышни до сих пор имеют их в своих сундуках. В реликтовом виде такья облегала голову наподобие шлема, имела на верхушке шишак, на висках – наушники, сзади – бисерный назатыльник. Шапочка была сплошь украшена монетами.

Зинаида

Савина