You are here:   Главная >>> Как у наших соседей? >>> В одежде богов

В одежде богов

qПроще простого представить себе, как одевались древние греки. Их внешний облик запечатлен в сотнях картин на тему древнегреческих мифов. Достаточно обратиться к полотнам Пауля Рубенса, Антонио Корреджо, Джорджо Вазари, Джона Уотерхауса, Энрике Ломбардо, Джордано Лука, Энтони ван Дейка. Скульптуры, вазы и богатый орнамент архитектуры – вот наглядные источники информации об эллинах. Сгодятся для иллюстрации и полотна, а также скульптура Древнего Рима, который полностью наследовал греческую культуру. Разумеется, добавив в нее своего.

Говорить о костюме эллинов – значит, вести речь о греческом стиле. Не элементах одежды и ее особенностях – именно о стиле! Откуда взялся он и чем характерен? Не забираясь слишком глубоко в седую старину – до Месопотамии и Древнего Египта, которые, безусловно, аукнулись дальним эхом в формировании греческой культуры, греки в V и IV веках до нашей эры – а это время их наивысшего расцвета – сформировали стиль, названный классическим. Он со всем блеском проявился в архитектуре. Однако не менее ярко явил себя в одежде. Сами греки, конечно, не знали, что одеваются классически, это потом про них так сказали. Но они стремились к прекрасному, ими овладевало желание найти эстетический идеал. И они его нашли в гармонии духа и тела. Древнегреческая культура первая в истории мировой цивилизации возвела внешнюю красоту в культ. Греки первыми пришли к мысли, что человек в своем великолепии подобен богу. Не червь, не пылинка, не тварь дрожащая – бог!

Вознеся человека на Олимп, приблизив его к небожителям, греки старались всеми доступными средствами подчеркнуть эстетическую красоту олимпийцев в одежде земных обитателей. И, может быть, мы в данном случае имеем прецедент, когда национальный костюм формировался не под диктатом условий жизни, обусловлен не географией обитания, не этническим характером, а сформирован философией. В соответствии с ней содержание, то есть истинно эллинский характер – патриотизм, высокое гражданское сознание, развитый умственный кругозор и нравственный багаж – должно было иметь соответствующую форму: сильное тренированное тело в идеальных пропорциях. Само собой, в столь же прекрасной одежде. Она гармонично облегала естественные линии, делала безупречной осанку, подчеркивала атлетическую фигуру. Сдержанность, строгость, утонченность. В общем, классика, основу которой составляют легкость и изящность, гармония и пластика, симметрия и подчинение естественным линиям тела. Это они, эллины, сформулировали принцип «все в меру» и никогда не допускали эксцентричности, которая разрушила бы пропорции и гармонию одежды. Гораций назовет это правило «золотой серединой», а гораздо позже Леонардо да Винчи - «золотым сечением».

Кстати, идеал мужчины воплощен греком Поликлетом в бронзовой статуе «Дорифор» («Копьеносец»), а идеалом женщины служит статуя богини Афродиты, более известная под названием Венеры Милосской (имя автора лишь предположительно – грек Александр из Антиохии).

В общем, греческий костюм связан с выражением эстетического общественного идеала и является классическим по стилю. Каждый этнос добавил что-то особенное в мировую сокровищницу: литературу, музыку, танец, архитектуру, прикладное искусство. А греки, помимо прочего, – классический стиль, в том числе и в одежде. Это мощный вклад.

eОсновная черта греческого стиля в их национальном костюме – драпировка. Одежда никогда не кроилась и редко сшивалась. Брался прямоугольник ткани, скреплялся заколками на плечах – фибулами, стягивался поясом – и костюм готов. Без кроя и шитья! Конечно же, не столь примитивно, но в принципе именно так создавалась главная одежда греческих мужчин и женщин – нательный хитон и накидка гиматий. Все – на застежках, пряжках, поясах. Разнообразия и красоты добивались драпировкой, которую дополнял национальный геометрический узор по краям ткани, отворотам и подолу. К слову сказать, раба можно было отличить по одной детали – подол его хитона не подшивался.

Гиматий был богаче и ярче хитона, ведь он предназначался для выхода из дома в люди. Он выполнял функции плаща, но и был просто как верхняя накидка, перекинутая через плечо и обвитая вокруг бедер. Декоративная красота.

Женский гардероб отличался от мужского малым – отделкой и дополнительными украшениями. Эллинка в белоснежном одеянии, ниспадающем мягкими складками, схваченном под грудью золотистыми ремешками, формой походила на великолепную колонну – дорическую, ионическую, коринфскую с их декорированными капителями. Что еще раз говорит о стремлении греков в одежде к эстетическому совершенству. Как тут не вспомнить десятую музу, дочь Лесбоса, Сапфо: «Я к тебе взываю, Гонгила, выйди к нам в молочно-белой своей одежде! Ты в ней прекрасна. Всех, кто в этом платье тебя увидит, ты в восторг приводишь. И я так рада! Ведь самой глядеть на тебя завидно кипророжденной!»

Умело льстит Сапфо, намекая на Афродиту, рожденную из пены морской на острове Кипр. Кстати, у греков самым красивым и изысканным считался белый цвет. Позднее он поделил пальму первенства с пурпурным. Ткань пурпурного цвета была самой дорогой и вроде бы предназначалась не всем. Но мы же знаем, что греки ставили знак равенства между богами и людьми. Потому у Гомера Одиссей в двойном пурпурном шерстяном плаще с золотой булавкой, а у той же Сапфо бог «в хламиде своей пурпурной с неба спускается».

К слову, хламида – это разновидность мужской одежды греков. Отличалась от гиматия длиной и способом ношения. Но те же складки и застежки. Слово вошло в русский лексикон с шутливым значением – «длинная, нескладная одежда».

wТак вот, одежда греков была одноцветной, пестрые ткани не использовались. Белый предпочитали, но и ярких не гнушались. Более того, греки не прочь были раскрасить свои скульптуры, а элементы зданий – дворцов и храмов – имели цветную отделку. Юг все же.

Жители Эллады довели ткачество до высокого искусства. А как иначе, ведь драпировка как основной элемент национального костюма требовала особого качества: складок на грубом волокне не получится. Согласно мифологии, все богини Олимпа и другие героини были искусными ткачихами и состязались меж собой в этом ремесле. Ткали ручным способом на вертикальных станках шириной до двух метров. Пряжей служили лен и шерсть. Финикийскую и персидскую материю, а также сирийский шелк и индийский хлопок начали поставлять позднее, с налаживанием торговых связей. Кстати, хлопку греки несказанно удивились и поначалу называли его шерстью дерева.

Пользуясь благодатным климатом, эллины носили открытую обувь, из которой любимыми были сандалии. В переводе на русский - «подошва, прикрепленная к ноге ремешками». Перешагнув через двадцать с лишним столетий, сандалии хорошо себя чувствуют и сегодня. Тогда их любили украшать металлическими бляшками, позолотой, серебром и жемчугом. Такая деталь, как крылышки, была только на сандалиях Гермеса – бога торговли, богатства, покровителя путешественников, пастухов и еще доброго десятка профессий и рода занятий, включая воров (у олимпийцев была огромная подотчетная территория). Благодаря такой обувке этот харизматичный бог мог быстро перемещаться в пространстве. Нам на память об этом досталось выражение «крылатые сандалии Гермеса» в значении быстрого движения. Типа сказочных сапогов-скороходов.

А вот головных уборов греки не знали. Женщины практически их не носили – по надобности прикрывали голову отворотом плаща. Отсутствие в гардеробе шляпок, шалей и шарфов привело к развитию парикмахерского искусства – истинным украшением стали прически, которые были в полной гармонии с одеждой. Самым популярным был «греческий узел», благополучно добравшийся до наших времен.

Заменой головным уборам по-своему стали венки. Это важная составляющая часть греческого национального костюма. Дело в том, что они обозначали сан, заслуги, свидетельствовали о положении в обществе, являлись знаком уважения и признания. Победителей Олимпийских игр награждали венками из ветвей оливы, перевязанных белой шерстяной лентой. В играх, посвященных богу морей Посейдону, использовали сосновые венки. Ораторов, поэтов, драматургов, актеров чествовали лавровым. Венок из золотых дубовых листьев был символом царской власти. Венки служили дресс-кодом на пирах и праздниках. В этих случаях их плели из душистых трав и цветов. Для пиршественных венков часто использовали плющ как оберег от опьянения.

Еще одна особенность древнегреческого костюма – нагота. Открытые руки, шея и плечи, обнаженное правое бедро при ходьбе, воины в очень коротких юбочках с голым торсом. Это связано не столько с жаркой погодой (много примеров наглухо закрытых одеяний у соседей по региону), сколько, опять же, с эстетическим идеалом эллинов, объявивших главным украшением человека его собственное тело. Потому так много обнаженных скульптур и полураздетых людей в картинах, на вазах, во фресках и на фронтонах. И очень верно сказала Анна Ахматова в стихотворении «Царскосельская статуя» про ту, которая изображает девушку в античной тунике у разбитого кувшина: «Смотри, ей весело грустить такой нарядно обнаженной».

Нарядно-обнаженным был национальный костюм в стране Золотого Руна, которая утвердила культ красоты и провозгласила божественными тело и дух человека.

Страницу подготовила

Зинаида Савина