You are here:   Главная >>> Как у наших соседей? >>> А мы ноктюрн сыграть смогли бы…

А мы ноктюрн сыграть смогли бы…

1Шымкентский квартет «Классик» (на снимке), образовавшись в марте прошлого года под крылом областного татаро-башкирского этнокультурного объединения, собрал музыкантов, которые поставили для себя поистине масштабную цель: привить шымкентцам любовь к классической музыке. Стать тем самым Магомедом, который сам идет к горе. Они с готовностью выступают на малых площадках, перед небольшим количеством зрителей, даже без гонорара. Но альтруистам и первопроходцам, как известно, всегда непросто.

Идейный вдохновитель квартета – дипломант международного конкурса, пианист Ф. Амирова. Ее поддержали музыканты Г. Мусаева (скрипка), А. Аксеитов (саксофон) и А. Аюбаева (флейта). Каждый из них работает в музыкальных школах и колледже города. Тем удивительнее, что появилось желание, что называется, нести искусство в массы.

- На самом деле нет ничего удивительного, - говорит Фарида Сагитовна. – В школах и колледже мы работаем с теми, кто пришел учиться музыке, любит ее и готов служить ей. Но ведь это капля в море! А остальные часто вообще не знакомы с классическими произведениями мировых композиторов. Судить об этом можно хотя бы по нашим выступлениям. Это нужно исправлять, ведь музыка необходима для гармоничного развития личности. Как проходят уроки музыки в наших школах? Ими либо негласно жертвуют для других предметов, либо с детьми разучивают песни. А школьники потом элементарно не знают музыкальных жанров, не знакомы с музыкой Баха, Чайковского, Моцарта, Калдаякова и Брусиловского, наконец!

Сетовать по этому поводу, приговаривая «печально я гляжу на наше поколенье», можно долго, а можно предложить свой вариант изменения ситуации. Квартет выбрал второе. Сегодня в их репертуаре уже около трех десятков музыкальных произведений мировой классики. Играют Баха, Шостаковича, Свиридова, Боккерини и других композиторов. Выступают в учебных заведениях, домах культуры, недавно играли на сцене здания Ассамблеи народа Казахстана. Публика самая разная: от школьников и студентов до сельчан, которые впервые слышат классику. Выступления квартета – настоящий лекторий, где о композиторе сначала расскажут, а потом исполнят его лучшие произведения. И всегда выступают на бис: значит, достигли цели, донесли музыку. Жаль только, эти «воины» – одни в поле.

- Конечно, мы нуждаемся в единомышленниках, меценатах, - говорит Фарида Сагитовна, - в площадках для выступлений. О «Блютнере» в актовых залах школ, конечно, не мечтаем - достаточно простого фортепиано «Беларусь» или «Рига». Но чаще всего либо инструмента вообще нет, либо есть, но в таком состоянии, что играть на нем нельзя! Приходится брать напрокат синтезатор. Мечтаем, чтобы среди руководства города или области хоть кто-нибудь появился с музыкальным образованием: тогда, наверное, нас услышат.

Печальная тенденция сегодня: той-бизнес процветает, классическая музыка вынуждена протаптывать дорогу к зрителю. При наличии в Шымкенте трех музыкальных школ и колледжа, детской школы искусств для инструменталистов не проводят ни конкурсов, ни музыкальных фестивалей. Юные таланты уезжают в консерватории в другие города и страны, блистают на иных сценах, не имея в родном городе для этого ни малейшего шанса. Воспитываем для других – самим, видимо, не нужно. Интересно, изменит ли ситуацию звание культурной столицы СНГ, которое Шымкент примерит на себя в 2020 году?