You are here:   Главная >>> Как у наших соседей? >>> Даргинцы в этнической палитре юга

Даргинцы в этнической палитре юга

То, что гость в кавказской семье – человек особенный, поняла, едва оказавшись в доме шымкентских даргинцев Гаджиевых. Конечно, гостеприимство в разной степени присуще всем народам. Но даргинцы его относят к одной из самых величайших добродетелей. Гость в горах всегда появляется неожиданно. Но он никого не застает врасплох, потому что его ждут всегда, каждый день, каждый час и каждую минуту. Для гостя в доме неизменно обеспечивается идеальный порядок и лучшее место. Поэтому у даргинцев всегда есть своего рода неприкосновенный запас. Даже маленькие дети знают об этом и, например, обнаруживая конфеты, всегда интересуются у родителей, а не для гостей ли приберегли сладости.

Признаться, и не подозревала, что в составе полиэтничного населения Шымкента есть и даргинцы - народность, составляющая коренное население Дагестана. «Нас здесь немного – около трех десятков семей, поэтому нам очень важно не растерять наши традиции, культуру, язык», - пояснила Калимат Гаджиева.

В этой семье представители трех поколений – бабушка, дочка и внучка – общаются между собой на даргинском языке. Напевный, тягучий, с необычными для слуха гортанными звуками. Аба, неш, рурси – бабушка, мама, дочка – обращаются они друг к другу. И, как все даргинские женщины испокон веков, Патимат Шахбановна, Калимат и десятилетняя Кумсият вяжут, зарабатывая этим на жизнь. А мужчины шьют шапки.

Калимат и Кумсият родились в Шымкенте, Патимат Шахбановна – в небольшом горном селе Амитерк Акушинского района Дагестана. Больше сорока лет назад оказалась в Чимкенте. Вышла замуж за местного даргинца, который приехал свататься к ней в Дагестан. С тех пор здешние места стали для Патимат Шахбановны родными.

c- Город теплый, люди открытые и отзывчивые – как можно по-другому относиться?! Религия, уклад жизни, многие традиции казахов, да и других этносов, оказались схожими с даргинскими, поэтому сложностей не возникло, - рассказывает она.

Рано овдовев, она не уехала обратно в Дагестан, прикипев сердцем к родному городу. Четверо детей Патимы Шахбановны живут в Шымкенте, и когда-то немногочисленная семья прирастает новыми членами. Кстати, три внучки прекрасно знают родной язык – этим фактом бабушка особенно гордится, ведь это ее заслуга.

- Казахский и русский языки они изучают в школе, общаются там на них, а в семье нужно сохранить язык предков, - уверена она.

Когда Кумсият стала ученицей школы-лицея №23 им. Космодемьянской, ее классный руководитель сразу поинтересовалась национальностью ученицы со столь редким именем. Девочка гордо ответила: «Я – даргинка!» Прививая ученикам уважительное отношение к представителям разных этносов, школа активно сотрудничает с областным межэтническим этнокультурным центром «Ынтымак», собравшим под одним шаныраком малочисленные этносы, не имеющие своих культурных объединений. Проводимые им фестивали малых этносов позволяют познакомиться с их культурой. Калимат и Кумсият тоже принимают в них участие.

- Мне важно привить дочери наши традиции, обычаи. Мы должны знать свои корни, - рассуждает Калимат. - Даргинцы – один из крупнейших этносов Дагестана. История этого народа уходит корнями в глубокую древность. Среди даргинцев много ремесленников, мастеровых, торговцев. Мужчины занимаются обработкой металла, кожи, женщины – вязанием, ковроткачеством. Очень трудолюбивый народ. Старшим – всегда почет и уважение. Первым говорит старший, в его присутствии молодые стоят, не курят, не пьют. Старику первому подают еду, его советы внимательно слушают. Невнимание к старости непростительно, даргинцы его не приемлют. Любой неправедный поступок даргинца ложится позором на всю его семью, весь его род. Поэтому каждый стремится жить по совести.d

Самые красивые обряды даргинцев, конечно, связаны со свадьбой. Будущие жених и невеста, о браке которых договорились их родители, не могут общаться, но могут обменяться взглядами, рассмотреть друг друга, танцуя лезгинку на праздниках. Никакого общения до свадьбы не позволено. Свадебные традиции даргинцев типичны для большинства кавказских народностей. Свадьбы по численности и степени размаха, рассказывает Патимат Шахбановна, весьма напоминают наши южноказахстанские тои.

Неукоснительно с древних времен соблюдается один обычай: наутро после свадьбы молодая жена отправляется с кувшином за водой, даже если в доме есть водопровод. К роднику ее сопровождают гости, танцуя и воспевая создание новой семьи. А потом начинаются многочисленные ответные визиты молодых, где их непременно одаривают посудой и другой кухонной утварью.

фото автора

Алиса МАСАЛЕВА