От первого лица

 

1w

Преподаватели, журналисты и члены клубов дружбы вузов - активисты молодежного крыла этнокультурного движения Южно – Казахстанской области за обсуждением книги А. Ахметова «Откровенно о прожитой жизни».

«Жизнь моя прошла в непростое время, - пишет в предисловии к своим мемуарам их автор А. Ахметов. - Родился и пошел в школу при Сталине, строил коммунизм во времена Хрущева, пользовался плодами застоя в брежневские времена, был свидетелем разрушительной горбачевской перестройки, приведшей к развалу Союза, и по мере возможности принял участие в строительстве и становлении независимого Казахстана… Книга написана с одной целью - дать достоверное представление о людях, их характерах и поступках на одном из отрезков прошедшего ХХ и начала ХХI века».

 

Он и назвал ее просто - «Откровенно о прожитой жизни». А написал настолько правдиво и честно, что мемуары, адресованные родным и друзьям, вызвали огромный интерес у всей читающей публики Шымкента. Книгу ищут, просят дать почитать хотя бы на пару ночей. Совсем так, как «гонялись» когда-то за книгами Солженицына или Маркеса.

Естественно, не могла пройти мимо этого события областная библиотека имени Пушкина. Вместе с Южно – Казахстанским областным филиалом ассоциации русских, славянских и казачьих организаций здесь была подготовлена и проведена презентацию книги и встреча с автором и героями его мемуаров.

Об авторе книги.

Акбулат Раимбекович Ахметов родился в 1946 году. Выпускник КазХТИ. После окончания аспирантуры Московского НИИ бетона и железобетона вся его жизнь связана с преподавательской и научной работой в ведущих вузах страны. В 1975 году он защищает кандидатскую диссертацию, в 1996 – докторскую. В 2000 году А. Ахметова избирают академиком Национальной инженерной академии РК. Акбулат Раимбекович – автор более 130 научных статей и четырех монографий.

2w

Автор книги,

профессор А. Ахметов

И первая его проба пера оказалась и по названию, и по содержанию соответствующей – записками академика, человека, прошедшего большую школу и университеты жизни, которому есть, чем поделиться с молодым поколением.

- Мы неслучайно проводим нашу встречу в рамках Патриотического Акта «Мәңгілік Ел» в год 25-летия Независимости РК, - подчеркнула ведущая презентации, руководитель центра национальных литератур библиотеки З. Джунисбекова. - Ведь книга А. Ахметова созвучна взглядам на прошлое и идеям на будущее страны нашего Президента, ратующего за мир, согласие, дружбу между народами, его желанию построить процветающую страну.

Все начинается с семьи и родителей. Автор утверждает: «Образование дает нам знания, но никогда не превзойти нам своих родителей по мудрости».

«Отец мой был из очень бедной семьи. С 9 лет пас верблюдов у бая Байдусена, причем родственника. Он рано лишился матери и отца, сестры и трех братьев. Беспризорничал. Пока весной 1919 года его и кучу ребятишек не поймал на станции «Ташкент-товарный» Гани Муратбаев с командой и не устроил в интернат №14. Там он получил азы образования, затем окончил лесной техникум, стал ученым-лесоводом…

И при этом... Будучи студентом, я узнал, что дядя Сеильбек Байдусенов, живший с нами в Узунагаче, которому отец построил дом, женил и выучил его, сын того самого Байдусена, который гноил отца в детстве. Я пришел в ярость, давай, говорю, я выброшу его на улицу. А отец рассмеялся: «Сынок, никогда на причиненное зло не отвечай злом – таспен ұрған адамды аспен ұр. Да и Сеильбек рожден старшей женой Байдусена Ибагуль, которая в детстве защищала и тайно подкармливала меня…»

Человека воспитывают среда и люди, которые его окружают. «Папин друг по детдому Ундасынов Нуртас Дандибаевич долгое время до войны и после работал председателем Совета Министров КазССР… Он и его супруга Валентина Васильевна Астапова были замечательными людьми и на редкость гостеприимными. Я, учась в Москве, часто бывал у них в гостях. В их доме была шикарная библиотека. И больше ничего… своего. Обстановка в комнатах, на кухне была казенная, все имело инвентарный номер. Тетя Валя от подарков, которые подносили якобы от чистого сердца назойливые женщины, набивавшиеся в подруги, вежливо отказывалась. Были случаи, когда жены высокопоставленных чиновников по неосторожности или глупости принимали эти дары. А когда мужей снимали с работы, то тут же «подруги» требовали вернуть подарки.

4w

Спросил я и дядю Нуртаса: «А что он делал с подарками, которые вручали ему на различных мероприятиях?» - «Просил помощника зарегистрировать в журнале и, когда выезжал в районы, вручал их передовикам».

«Дядя Нуртас с улыбкой вспоминал один курьезный случай. После войны он вручал ордена труженикам села, в том числе одному пожилому чабану орден Трудового Красного Знамени. Когда стал прикалывать к чапану награду, старик говорит на ухо дяде Нуртасу: «Сынок, дорогой, этот орден я тебе дарю. Носи на здоровье. Ты только моей старухе дай пять пачек индийского чая». Дядя Нуртас тихонько рассмеялся и на ухо ему сказал: «Будет твоей старухе чай. А орден сами носите. Вы его заслужили». После торжества он не только распорядился, чтобы старику доставили килограмм чая, но и проверил исполнение своего распоряжения». Это было время удивительно совестливых людей даже в мелочах.

Сейчас модно ругать все советское. Но «в результате частых переездов я поменял пять школ, поэтому мог сравнивать уровень преподавания в каждой. Наиболее сильной, на мой взгляд, являлась СШ им. Ломоносова в Ванновке. Сила ее заключалась в сильном преподавательском составе… Физику преподавал Хан Елисей Семенович... Когда я, уже будучи доктором технических наук, поинтересовался, как ведут уроки физики в современной школе, то убедился, что уровень ниже».

Учиться в Москве мечтал каждый выпускник. Правда, мой путь в столицу начался с поступления в аспирантуру. Но моя заветная мечта осуществилась! Меня поразили москвичи семидесятых. Все – от малого до старого поголовно – в метро, даже на движущихся эскалаторах, читают книги, газеты, журналы… В первую ночь в общежитии, лежа в кровати, я дал себе клятву: «Умру в лаборатории, но защищу диссертацию. Наверстывая упущенное время, работать заставлял себя по 10-12 часов в сутки».

- Читать нужно много, но читать нужно с умом, - говорил на встрече Акбулат Раимбекович. – Черпать информацию из различных источников. Анализировать.

И привел такой простой пример. Вот поляки предъявляют претензии России за расстрел польских офицеров. Но ведь и в истории России можно найти факты массовой казни русских или советских солдат. Например, тех красноармейцев, которые оказались на польской территории в годы революции. Нельзя давать разыгрывать национальную карту. Это несет нестабильность в любой постсоветской стране.

Этому посвящено и немало страниц в книге. В частности, о том, что конъюнктурное переписывание истории оставляет искаженные образы руководителей страны, полководцев и национальных героев, вознося на пьедестал не самых достойных. Только не пугайтесь, когда автор защищает Сталина или Берию, недоумевает по поводу того, почему в число реабилитированных попал Голощекин, который в тридцатые организовал геноцид против казахов, почему так восхваляют сегодня Мустафу Чокая, а не того же Хаджимукана, который был и остается национальным героем. Почему наблюдается такой парадокс: цензура, которая «душила» хорошую литературу, исчезла, а гениальных произведений не появилось. Его не устраивает история только в черных или белых красках. Ему хочется понять, почему его дядя Музаффар, прошедший войну, будучи сыном бая, не стал врагом Советской власти, не позволял плохо говорить о вождях революции…

Видеть и описывать жизнь во всем многоцветии палитры, с самыми разными нюансами – это качество мемуариста отмечали все выступавшие на презентации.

«Я читал эту книгу с ощущением, что она написана обо мне, - говорил профессор, преподаватель предмета «Мәңгілік Ел» ЮКГПИ Ю. Шпилькин. - Мы сейчас изучаем новый предмет, фактически этнологию. И такие книги - прекрасное дополнение к учебникам».

3w

Участница читательской конференции Н. Казорина

«В нашем ЮКГУ более 700 кандидатов и докторов наук. И только Акбулат решился написать не научный труд, а книгу воспоминаний, - констатировала коллега автора – доцент, кандидат экономических наук Л. Колотаева. – Не иначе Бог его поцеловал в темечко. Потому что книга получилась очень светлой, искренней и правдивой. Она учит людей: «Если вы будете читать, то речи ваши не будут пусты, а поступки наполнены смыслом…»

«Мы узнали из книги много ценного по краеведению. Мы даже не знали о том, что в 1942 году фашисты готовили диверсию по уничтожению свинцового завода, который выпускал для фронта семь пуль из каждых десяти… Не представляли, какой насыщенной была культурная и спортивная жизнь в Чимкенте. Есть в книге такие главы, и их большинство, которые не могут не трогать самые сокровенные струны души. Например, в моем детстве очень популярна была игра в лянгу. Я и не задумывалась, откуда она к нам пришла. И тут из книги узнаю - из Китая… Когда я читала воспоминания о бабушке Каракоз, то тут же вспомнила свою и ее огромную любовь к горячим лепешкам со сливочным маслом...» - говорили юные читательницы З. Жума, З. Пернебекова, Р. Танирбергенова и Ш. Гюльмамедова.

Теплыми воспоминаниями поделились с читателями герои книги – сестра Р. Ахметова (кстати, я, не раз писавшая о ее легендарном муже, многократном чемпионе в пяти видах спорта М. Сапарбаеве, из книги узнала, что он вполне мог стать чемпионом Олимпийских игр в Мельбурне. Ведь в отборочных он победил знаменитого тогда Енгибаряна. Помешала поехать на Олимпиаду нелепая бытовая травма – Авт.), одноклассник, экс-депутат Мажилиса Ш. Мырзахметов. Высокую оценку мемуарам дали писатель из Рязани Ю. Белоусов, хорошо знающий всю семью Сапарбаевых, руководитель областного филиала Ассоциации русских, славянских и казачьих организаций, почетный гражданин Шымкента Ю. Кирюхин. Музыкальный подарок преподнесли участникам встречи маэстро А. Коротков и титулованная оперная певица М. Кин.

История состоит не только из артефактов, но и из воспоминаний современников, которые никем не ангажированы, и если берутся за перо, то чтобы рассказать правду. Мемуары А. Ахметова – это время, запечатленное в лицах и описанное от первого лица.

Как говорит один мой знакомый поэт, если у пишущего появится хоть один читатель, его можно назвать писателем. У Акбулата Ахметова в этот день их появилось как минимум под пятьдесят - членов клубов дружбы вузов и активистов молодежного крыла этнокультурного движения Южно – Казахстанской области. Есть стимул не оставлять это занятие.

Н. Казорина

фото ш. Файзиева