You are here:   Главная >>> СМИ о нас >>> «Главным образом - драматург Островский...»

Ostrovskij-otkryl-miru-cheloveka-novoj-formatsii«Главным образом - драматург Островский...»

Вместе с сотрудницей облархива Х. Кичкембаевой  радуемся находке: в 1918 году в Туркестане был русский театр! Как широк, оказывается, был театральный мир юга области, а мы об этом и не знали.

В одном из фондов областного  архива сохранилось несколько  страниц,  рассказывающих об этом, к которым  прикасаешься с опаской -  как бы не рассыпались.  Ведь им скоро будет  сто лет!  Поэтому бережно листаешь  одну  страницу за другой,   открывая для себя еще неизвестные   факты  истории области.

Театральная комиссия при Туркестанском отделе народного образования, состоящая    из представителей артистической среды, исполкома и народного образования, неукоснительно следила за тем, чтобы деньги за спектакли попадали в кассу. И рассчитывала, куда и сколько потом  направить средств, чтобы театр жил и расцветал.  Рассматривался комиссией и репертуар. Здесь были большие сложности: театр, можно сказать, революционный, а играть приходилось пьесы, написанные  буржуазными авторами. «Театральная комиссия  выбирала пьесы по возможности идеологические, - записано в отчете, - однако при отсутствии таковых приходилось ставить пьесы по духу времени, главным образом драматурга  Островского. Тяжелым бременем в материальном отношении является сообщение с вокзалом. Если бы было организовано указанное сообщение при посредничестве дилижансов, делающих постоянные рейсы, то это было бы благим делом по отношению к жителям Туркестана». 

Sadovskaya MuzilСтоимость билетов на спектакли была невысокая: за места в первом ряду надо было заплатить  семь рублей, во втором  -  на полтинник меньше, в третьем -  шесть рублей. Самыми дешевыми были билеты  на одиннадцатый ряд и дальше - 2 рубля 50 копеек.  Входные   стоили 1 руб. 50 копеек.

 Одни переезды  с железнодорожной станции, где, видимо, и находилось здание театра, в город и обратно на репетиции и спектакли  обошлись  театру  за 1918 год в  3811 рублей.  Содержание труппы, служащих - в 3855 рублей.  2110 рублей 20 копеек заплатили за грим, парики, переписку ролей,  подготовку реквизита.

 Денежный отчет комиссии  за 1918 год свидетельствует о том, что затраты на содержание театра   по тем временам были огромными, тем не менее за вычетом расходов  из сложившейся суммы от продажи билетов оставалось 285 рублей. Совсем неплохо.

Уездная власть озаботилась, как   сохранить театр малыми  средствами. Ведь экономят чаще всего на культуре. Может, в первые месяцы советской власти и  появилось выражение «финансирование культуры по остаточному принципу». Вот что власть придумала: «С первого января 1919 года штат  театра сократить, оставить в труппе только профессиональных артистов».

Таковых оказалось всего лишь четыре человека: И. Арсано, Т. Арсано,  Писонецкий и Щербакова. Кстати сказать, у  И. Арсено и  Писонецкого зарплата была в одну тысячу рублей в месяц, остальные получали от 500 до 800 рублей - столько, сколько собирали  от продажи билетов за один спектакль.   С труппой в четыре человека невозможно было даже  помышлять, чтобы поставить того самого  драматурга Островского,  пьесы  которого предполагали  занятие гораздо большего числа  артистов.  И тогда  власть вынуждена была привлекать приходящих непрофессионалов, которым платили по 50 рублей за спектакль.

Как долго существовал Туркестанский русский театр и когда он открыл свой первый сезон,  не знаю, документы в архиве  не найдены. Но уже в 1919 году театр покинули Писонецкий и Щербакова. Удалось ли И. Арсано и Т. Арсано, чьи фамилии похожи на  театральные псевдонимы,  так  популярные в XIX веке,  удержать театр,  тоже не знаю.

Л. КОВАЛЕВА